Супергерой: трубоукладчик Komatsu
Почему трубоукладчик Komatsu D355C-3 уже 36 лет остается незаменимым инструментом строителей
На строительстве нефтепровода в глухой тайге рядом с техникой последних поколений, с электронными контроллерами и компьютерами в кабинах, трудятся машины, которые помнят еще строительство БАМа. На трубоукладчиках Komatsu D355С-3 работают уже несколько поколений российских операторов. Komatsu почти четыре десятилетия выпускает эту машину: на вторичном рынке и в парках строительных компаний часто встречаются трубоукладчики, выпущенные еще в середине восьмидесятых годов. Судя по столь долгой эксплуатации, D355C-3 оказался идеальным трубоукладчиком для российских нефтегазовых строителей. Посмотрим, за счет чего это получилось.
Komatsu D355C не боится российских морозов, топлива и беспечных операторов
Первые модели трубоукладчика D355C были выпущены и поставлены в СССР в 1982 году. К этому времени инженеры Komatsu имели 15-летний опыт эксплуатации индустриальной техники в самых экстремальных условиях во всех уголках нашей страны. Еще в 1968 году, после первых испытаний бульдозеров и тягачей на полигонах «Дальлесстроя», японские специалисты выявили главные проблемы в работе индустриальной техники в СССР: нестабильное (мягко говоря) качество топлива и беспечное отношение к машинам операторов и механиков. Первой задачей конструкторов стало создание техники, которая сможет долго и стабильно работать, что бы с ней ни делали и что бы в нее ни заливали.
D355C-3 — свидетельство того, что эту задачу в Komatsu решили:
- Трубоукладчик способен годами работать вдалеке от баз снабжения — его можно обслуживать и ремонтировать на месте, не обращаясь к специалистами по «умным» системам.
- Двигатель не требователен к качеству топлива.
- Управление интуитивно понятно (главная трудность — синхронная работа десятка машин в колонне, но это достигается опытом).
Второй задачей Komatsu стало создание техники, которая может долго и с максимальной нагрузкой работать при температуре до -50 ⁰ и ниже, избежав при этом ускоренного износа конструкций. Вот как эту задачу решил производитель:
- Специальные сплавы плюс повышенная толщина металла по живым сечениям — и трубоукладчику стали не страшны постоянные и предельные нагрузки при низких температурах.
- Широкое использование цельнолитых компонентов (там, где другие производители используют сварные и сборные соединения).
D355C стал индустриальным шедевром, в нем собраны лучшие технические решения доцифровой эпохи. И эти решения реализованы максимально просто — чтобы не усложнять жизнь операторов, механиков и владельцев.
Результат — трубоукладчики остаются в строю после трех десятков лет эксплуатации даже на Крайнем Севере.
D355C — не просто трубоукладчик. Это строительный универсал. И вот почему.
Чтобы трубоукладчик был способен работать с нагрузкой почти в 100 тонн, инженеры Komatsu применили комплекс технических решений.
Как разные производители обычно повышают устойчивость машины к боковым нагрузкам?
- Увеличивают вес бульдозерного шасси.
- Увеличивают размер базы.
- Используют противовес (неподвижный или откидной).
Увеличение массы шасси и неподвижные противовесы — это недорогие решения, но они сильно сужают сферу применения трубоукладчика. А также этот подход уменьшает проходимость техники, ее способность работать на сложных грунтах. Такой же результат получается, если делать гусеницы асимметричными — когда ходовая часть со стороны подъемного механизма шире, чем со стороны противовеса.
Поэтому создатели взяли в качестве базы для трубоукладчика мощный и неприхотливый бульдозер D355A, увеличили длину ходовой бульдозера и установили откидной противовес на вылет из шести съемных плит по 1530 кг каждая. И рассчитали массу машины, вес ее оборудования и расположение противовеса и стрелы на раме так, что в базовой конфигурации трубоукладчик не потерял ходовые качества бульдозера. Больше того, конструкторы сохранили возможность устанавливать дополнительное оборудование.
Так Komatsu D355C-3 стал универсальной машиной, а не только лишь монтажным инструментом. Вот что еще он делает:
- перемещает и планирует грунт (с бульдозерным отвалом);
- рыхлит мерзлый или скальный грунт (с рыхлителем);
- бурит скважины или шурфы (с буровой установкой);
- забивает сваи фундамента (с копровой установкой).
Естественно, что задачи строительной компании не ограничиваются прокладкой трубопроводов. Когда предприятие занято другими задачами, D355C-3 не простаивают на базе, а наравне с прочей техникой приносят прибыль владельцам.
Как устроен D355C-3
D355C-3 — это самоходная гусеничная платформа массой 57,8 тонн с боковой стрелой и противовесом.
- Создан на базе бульдозера D355A с усиленной ходовой частью.
- Максимальная грузоподъемность — 92 тонны (при положении стрелы, близком к вертикальному, и при статичной нагрузке).
- Двигатель мощностью 360 л/с с максимальным крутящим моментом 150 кГ.м при 1400 оборотов в минуту.
- Гидромеханическая трансмиссия TORQFLOW — традиционное для тяжелой техники Komatsu решение, которое обеспечивает трубоукладчику максимальное тяговое усилие и при этом позволяет плавно управлять переключением передач под нагрузкой и быстро менять направление движения.
- В ходовой части амортизаторы между рамой гусеничной тележки и тележками направленных колес плюс амортизаторы на крестообразной каретке защищают оператора от вибраций и толчков.
- Для большего комфорта работы кабина оператора установлена на подвеске качающегося типа с балансирными балками.
- В конструкции кабины сделана дополнительная защита от шума из звукоизоляционных плит на демпфирующих опорах.
D355C-3 — это самая тяжелая машина в линейке трубоукладчиков Komatsu, которая легко справляется с укладкой труб большого диаметра — будь то штучный жесткий груз или сборный участок трубопровода (при работе в колонне). Его используют на строительных площадках и перегрузочных базах, на монтаже компрессорных и насосных станций. И даже в городе — когда нужно проложить главные водопроводные и канализационные магистрали.