Сила Сибири: Как за два года проложить 2000 км газового пути в Китай и на Дальний Восток
«Сила Сибири»: газопровод, по которому с декабря 2019 года газ с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений пойдет через Амурский ГПЗ под Благовещенском на Дальний Восток, в Хабаровск и густонаселенные восточные районы Китая, где дефицит топлива только растет. Длина линейной части газопровода — 2158 километров. На карте расстояния кажутся символическими. Но путешествие по Восточной Сибири сейчас, как и в давние времена, настоящая эпопея.
Раньше в этих краях только реки были основными магистралями. По ним шли первопроходцы Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, Василий Поярков и другие. С тех пор места остались труднодоступными, но магистрали теперь совсем другие. Сначала пришла пора железных дорог: это были великие стройки Транссиба и БАМа. Сейчас главные магистрали для экономики макрорегиона — нефте- и газопроводы. А инструменты первопроходцев наших дней — тяжелая строительная техника: экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики.
Больше 500 единиц техники Komatsu одновременно работает на строительстве «Силы Сибири»
Магистраль как гигантский город на 2000 км
Спецтехника пробивается через тайгу, вечную мерзлоту, скалистые сопки и горы, пересекает болотистые низины и крупные реки. Зимой температура в этих краях падает до –62 °С в западной части проекта и до –41 °С — в восточной. Кроме линейной части, для «Силы Сибири» обустраивают базовые месторождения (Ковыктинское фактически расконсервируют), строят Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ), речные порты и подводные тоннели под судоходными реками. А еще магистраль — это десятки рабочих поселков, где будут жить и работать те, кому предстоит обслуживать газопровод. Сроки ограничены: строительство началось весной-летом 2016 года, а линейную часть газопровода и большую часть инфраструктуры нужно сдать в декабре 2018-го.
Все эти условия стали настоящим испытанием для десятков строительных компаний, подрядчиков «Газпрома» на «Силе Сибири». На этом проекте основные строительные работы выполняют не одна-две госкомпании, а множество частных организаций. Инфраструктурные проекты и отрезки линейной части распределялись через тендер неравными частями в зависимости от техготовности подрядчиков. Посмотрим на примере одного из таких участков, как прокладывают одну из крупнейших газовых магистралей современности, что для этого нужно построить и как работают на таких глобальных проектах люди и техника.Komatsu у границы Китая
Амурская область, Сковородинский район, 50–60 километров до границы с Китаем и почти 500 км до Благовещенска. Здесь 87 километров линейной части газопровода от поселка Большой Невер в сторону поселка Магдагачи строит тюменская компания ООО «ТехноСпецСтрой».Что значит «проложить газопровод»? Работа над линейной частью магистрали начинается с подготовки дороги. Лесные участки выпиливаются, расчищаются. Бульдозеры и экскаваторы убирают в сторону плодородный слой, чтобы техника могла работать. После этого на участок завозятся трубы, их сваривают автоматическими комплексами. В это время строительная техника готовит траншею, а потом — основание под трубу по отметкам, оставленным геодезистами. После укладки трубы в проектное положение делается ее присыпка. И все повторяется на следующем участке.
Главные герои в этом процессе — экскаваторы Komatsu PC300-8M0, PC300LC-8M0 и PC400-7, тяжелые трубоукладчики Komatsu D355C-3 и бульдозеры Komatsu D65EX-16 и D275A-5. 40-тонные экскаваторы выкапывают траншеи, 30-тонные задействованы на отсыпке, траншеях и работают с гидромолотами. Тяжелые бульдозеры D275 разбирают каменистые сопки, а более легкие D65 работают как буксиры в болотах и на других вспомогательных задачах.
Из тяжелой спецтехники «ТехноСпецСтрой» задействовал на проекте 18 трубоукладчиков, 27 экскаваторов и 6 бульдозеров, а всего, вместе со вспомогательными машинами, работает около 220 единиц техники. Больше половины гусеничной техники подрядчика поставлена компанией «КОМЕК МАШИНЕРИ».
Основная часть парка компании ежедневно и круглосуточно занята на линейном проекте «Силы Сибири», около четверти — на дополнительных задачах, например на строительстве площадного объекта — ЛПУ (линейно-производственного управления). Это поселок из 47 зданий для тех, кто будет обслуживать газовую магистраль: общежития, спортзалы, котельные, стоянки для техники, пожарные станции. Это инженерные сети: дороги к ЛПУ — ответвления от основных трасс и населенных пунктов, газ, свет, вода.
Пробиться через болота и скалы
Компании «ТехноСпецСтрой» достался непростой отрезок магистрали. Географически и климатически более удобный, чем участки в Якутии и Иркутской области, здесь морозы не до –60 °С, а всего до –40 °С. Он ближе многих других к крупным автотрассам и железной дороге, откуда подвозится техника, материалы и все, что нужно для почти автономной работы в течение трех лет. Зато здесь очень сложные грунты: каменистые сопки сменяются болотистыми участками с многочисленными ручьями и мелкими речками, что сильно влияет на динамику работы и становится серьезным испытанием для техники, для тех, кто на ней работает и ее обслуживает. И для инженеров, которые составляют ежедневные планы и задачи. 100 метров — одна категория грунта, еще 100 метров — другая, а в результате разная нагрузка на технику, разный суточный шаг и постоянная борьба за соответствие комплексному целевому графику.Климат не проблема для «ТехноСпецСтроя»: у компании огромный опыт строительства на Севере, люди знают, как работать и в жару, и в самый жестокий мороз, а техника изначально подготовлена к таким условиям: стоят подогреватели, сделан запас зимних масел. Проблема — грунт. Если это болотистые участки со множеством ручьев, то техника вязнет и тонет. Для укладки трубы нужно пригружать ее, чтобы она оставалась в проектном положении: не проседала, не поднималась. Здесь, на приамурском участке «Силы Сибири», если не болото, то скала. Вечная мерзлота привычна строителям и легче поддается обработке, а на скалистых сопках очень быстро изнашивается рабочее оборудование: адаптеры, коронки, буровые машины, буры, оснастка ковшей, колки бульдозеров и т. д. Для работы в этих условиях технику оснастили усиленным оборудованием: скальными ковшами, гидромолотами с пиками особой закалки. Но главное — склад запчастей и ГСМ и вахтовая сервисная служба, организованные «КОМЕК МАШИНЕРИ» на строительном участке клиента.
Сервисная база, то есть инженер от «КОМЕК МАШИНЕРИ», и запас расходников на объекте — это было ключевым условием «ТехноСпецСтроя» для поставок техники. За два года наработка экскаваторов превысила 10 000 мото-часов — это почти круглосуточная работа. Сложные грунты, из-за которых изнашивается рабочее оборудование, нестабильное качество топлива — и при этом огромные расстояния до «большой земли». Грузы везут транспортными компаниями, сборными фурами, или самолетом до ближайшего аэропорта, откуда их еще надо привезти на участок. В таких условиях запчасти можно ждать неделями. Поэтому инженер от «КОМЕК МАШИНЕРИ» и склад запчастей на самой стройке — жизненная необходимость для подрядчика. Как только с участка сообщают о проблеме, механики «ТехноСпецСтроя» звонят специалисту дистрибьютора. Он готов быстро выехать на любой участок 87-километрового фронта работ, чтобы проконсультировать операторов и механиков или найти неисправность. Основной набор запчастей для оперативного ремонта уже хранится на площадке, у поселка Большой Невер. Этой зимой был случай: из-за плохого качества солярки начало нестабильно работать топливное оборудование экскаваторов. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» предвидели возможность таких неполадок, заранее завезли на склад несколько комплектов форсунок и так смогли быстро вернуть машины в строй. Форсунки меняются в течение дня, но если их нет под рукой, техника может простаивать и две, и три недели.
Особую роль для строителей на «Силе Сибири» выполняет система спутникового мониторинга KOMTRAX, установленная на машинах Komatsu последнего поколения. Сервисным инженерам с ней легче планировать обслуживание, а для подрядчика проекта главное — контроль эффективности использования техники на всем отрезке. 87 километров линейной части плюс площадка ЛПУ — визуальный контроль в этих условиях неэффективен. Главный механик предприятия из отчетов KOMTRAX видит: машины на холостом ходу или работают под нагрузкой, трудятся на участке или машинист решил вздремнуть неподалеку, включив кондиционер. Машина эксплуатируется эффективно, или ошибся оператор или инженер, который ставил задачу. В современных условиях это стало большим подспорьем для руководителей при планировании работ и оперативном принятии решений.
Алексей Погребняк
генеральный директор ООО «ТехноСпецСтрой»
Мы давно знакомы с «КОМЕК МАШИНЕРИ»: она работает чуть ли не со всеми компаниями севера Тюменской области. У нее большая рембаза, современные станки для капитального ремонта и огромный опыт работы на Севере. Это было одной из причин, почему мы решили сотрудничать с этой компанией. Еще отмечу, что, несмотря на дальние расстояния, на удаленность нашего объекта от Тюмени и Екатеринбурга, «КОМЕК МАШИНЕРИ» не побоялась организовать для нас и сервис, и большой склад со всеми расходными материалами. Нам удобно работать с ней и в финансово-организационном плане. Под долгосрочный проект мы договорились о кредитной линии и заранее согласовали отсрочки платежей по лизинговой и кредитной технике.
Мы начали сотрудничество с аренды: компания «КОМЕК МАШИНЕРИ» поставила в холодную аренду семь машин: два бульдозера и пять экскаваторов среднего и тяжелого классов. Эта техника позволила нам оперативно начать работы. Затем по мере нашего вхождения в проект «Сила Сибири» мы приобрели девять единиц новой техники: пять экскаваторов среднего класса и два — тяжелого. Еще были машины с наработкой: тяжелые трубоукладчики и бульдозеры. Потом плавно вышли на комплексное взаимодействие: «КОМЕК МАШИНЕРИ» взяла на себя все вопросы, связанные с ремонтом, обслуживанием, причем не только арендной техники, но и нашего парка, то есть машин, которые у нас в собственности.
Артем Каклюгин
главный механик ООО «ТехноСпецСтрой»
Специалисты «КОМЕК МАШИНЕРИ» сильно выручили нас на первом этапе работы на «Силе Сибири». Если бы не их техготовность и оперативность, логистика, техвооружение, мы бы очень долго входили, долго осваивали этот объект. Условия строительства газовой магистрали очень суровые из-за логистики, сложных грунтов, климата. Но благодаря профессиональному сервисному обслуживанию и доступным запчастям вся техника — и наша, и арендованная — справляется со своей задачей: мы соблюдаем целевой график работ.
На нашем участке «Силе Сибири» главным испытанием оказался не климат, а грунт и рельеф. Мы прошли все севера, техника и люди у нас подготовлены к самым суровым зимам. Но из-за того, что на участке есть и скалы, и много болот, ручьев и рек, приходится разделять работы на сезоны. Зимой — проходить заболоченные участки, летом — сопки. Скальные грунты сильно изнашивают оборудование, дают дополнительную нагрузку на гидравлику, ходовую. И людям тяжелее на такой местности работать. И здесь нам помогает техника Komatsu: бренд, чье качество и надежность проверены годами на всех стройках в суровых условиях. И, конечно, сервис и доступность запчастей — склады и вахта, которые организовала «КОМЕК МАШИНЕРИ» на нашем участке проекта.
Светлана Карасени
ведущий специалист департамента продаж техники ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»
В начале сотрудничества «КОМЕК МАШИНЕРИ» с компанией «ТехноСпецСтрой» на проекте «Сила Сибири» у наших клиентов была задача как можно скорее начать работу с минимальными начальными вложениями. Но были некоторые несовпадения с графиком финансирования, как часто случается на крупных инфраструктурных проектах. У компании-клиента не было возможности сразу приобрести весь объем техники. Поэтому мы предоставили машины (часть в аренду, часть с рассрочкой платежей) и этим помогли решить начальные задачи клиента на проекте. Кроме того, мы знали, что спецтехнике придется автономно работать несколько лет подряд, и потому подобрали фактически новые машины, чтобы они не доставляли неудобств за время эксплуатации.
Перебазировкой техники в Приамурье по железной дороге занимался сам клиент. Мы понимали, что участок «ТехноСпецСтроя» на «Силе Сибири» — весьма удаленный от Тюмени и Екатеринбурга объект. Поэтому в срок аренды не включали время транспортировки и перебазировки машин. Платежи стали начисляться лишь с момента, когда техника прибыла на станцию Сковородино и клиент подписал ж/д накладную.
Техника Komatsu работает на многих серьезных проектах в России, и у компании с таким опытом, как у «ТехноСпецСтроя», просто не могло быть людей в команде, которые не представляли бы себе, как работать на Komatsu. Специалисты «КОМЕК МАШИНЕРИ» регулярно консультируют по технике, которую клиенты у нас приобрели. У них есть свои механики, но в сложных случаях им удобнее обращаться к нашим специалистам, например чтобы провести дефектовку, подобрать запчасти и максимально быстро закрыть ситуацию. И, разумеется, наши инженеры обеспечивают бесперебойную работу арендной техники на объекте, с нашими расходными материалами и запчастями.
Сотрудничество с ООО «ТехноСпецСтрой» на «Силе Сибири» принесло нам бесценный опыт работы на глобальном проекте.
Мы благодарны нашим партнерам за возможность совместно решать неординарные задачи, несмотря на расстояния, климат и сжатые сроки строительства.