Работа лесной техники без остановки: ТО, запчасти, масло и топливо
Как организовано сервисное обслуживание «КОМЕК МАШИНЕРИ»
Сезон лесозаготовок на Урале и в соседних регионах недолог. Большая часть делянок — в болотистой местности, где тяжелая техника уверенно работает лишь зимой, с ноября по апрель, а в теплый сезон заготавливается максимум 1/10 годового объема. Когда сроки ограничены, особое значение получает техническая готовность лесозаготовительных машин: недельный простой в разгар сезона почти невозможно компенсировать. Что нужно, чтобы харвестеры и форвардеры работали без остановки? Ключевых моментов два: внимательное отношение к технике операторов плюс заботливое и тщательное техобслуживание с опорой на рекомендации производителя. Рассказываем, как в «КОМЕК» организовано сервисное обслуживание лесной техники.
Тщательно и регулярно. Техобслуживание лесной машины
По рекомендациям Komatsu Forest базовый интервал техобслуживания харвестеров и форвардеров — 500 мото-часов. Четыре интервала складываются в цикл ТО в 2000 мото-часов. То есть на каждом этапе в эти 2000 мото-часов проводятся определенные операции (проверки оборудования, узлов и агрегатов, замена расходников), затем в следующие 2000 мото-часов работы повторяются в том же порядке.
Здесь мы отдельно рассказали о регламентных работах: о порядке обслуживания лесной техники во всех интервалах ТО.
Первые 2000 мото-часов — это базовая гарантия от Komatsu Forest: бесплатные плановые ТО и выезды специалистов дистрибьютора при аварийных остановках техники. По динамике наработки это примерно 8–12 месяцев: интенсивная эксплуатация в пиковый сезон и межсезонные ремонтные работы в мае-июне. Следующие циклы наработки покрывает уже расширенная гарантия дистрибьютора, если владелец техники заключил договор о сервисном обслуживании. При этом базовые принципы организации сервисной поддержки от «КОМЕК» одинаковы во всех случаях, независимо от формы сотрудничества: это частота и набор операций при плановом ТО, выезд специалистов на неисправности и так далее. Если у клиента нет расширенной гарантии, он все равно не остается наедине с проблемой: сервисные инженеры выезжают к технике, консультируют по телефону и изучают состояние машин через системы мониторинга.
Базовые операции в техобслуживании харвестеров и форвардеров каждые 500 мото-часов — это:
- замена фильтров (гидросистемы, масляного фильтра, влагоотделителя и т. д.);
- контроль уровня масла (в картерах, мостах, коробке передач, моторе поворота);
- смазка (горизонтальных подшипников, крестовины кардана шарнира и рамы, цилиндров управления);
- проверка креплений (от креплений оси тандемов к раме до контактов электропроводки);
- замена масел.
От сезона к сезону работы отличаются незначительно: на зиму заливаются масла с более низким уровнем вязкости. Весной, во время цветения, из-за пыльцы к регламентным процедурам добавляется дополнительная продувка радиаторов и воздушных фильтров двигателя и салона. Для машин, которые работают в теплый сезон на погорельных лесах, — дополнительная промывка радиаторов от сажи и древесной пыли. Но последняя операция в основном часть предсменной подготовки техники, ее проводят операторы.
Техника аварийно встала. Что делать?
Главное правило «КОМЕК МАШИНЕРИ» — клиент не остается наедине с проблемой. Сервисные специалисты «КОМЕК» всегда выручают технику, на пике сезона работая порой круглосуточно и недели подряд. Разница лишь в стоимости выезда: если у клиента есть расширенная гарантия дистрибьютора, то «КОМЕК» берет на себя все замены и узлов, и агрегатов, и расходы на выезд сервисной команды инженеров.
Как это организовано: диагностика
Клиент звонит в «КОМЕК» и сообщает, что у него аварийно встал харвестер или форвардер. Потом составляет официальную заявку, а в это время сервисные инженеры связываются с операторами, которые работали на этой технике. Именно оператор может в деталях рассказать, что он делал, что именно случилось с его машиной, может подробно описать симптомы неполадок. Уточнить данные, поговорив с оператором, — часто в этом половина успеха. От этого, например, зависит, как быстро техника вернется в строй. Часть неисправностей можно устранить удаленно, просто через телефонную консультацию (это бесплатно для всех клиентов). Специалисты КМ подключаются к системе мониторинга MaxiFleet и сопоставляют данные о работе машины с рассказом оператора и дают советы, что нужно сделать.
В практике «КОМЕК» были случаи, когда машина или харвестерный агрегат останавливались из-за незначительных ошибок операторов. Во время работы нажали не тот тумблер или не ту галочку в компьютерной системе управления и не обратили на это внимание. Или оператор включил экорежим и, забывшись, попытался задать максимальную нагрузку. В таких случаях проблема решается разговором по телефону.
Как это организовано: запчасти и приезд инженера
Если неисправность не устранить еще на этапе диагностики, вероятно, придется менять или ремонтировать отдельные узлы. Сервисные инженеры могут на этапе первичной диагностики (удаленно) сразу подобрать на складе нужные запчасти, чтобы после не тратить время на возвращение и подвоз деталей.
Для крупных лесозаготовительных компаний с парком техники от восьми единиц «КОМЕК» организует консигнационные склады. На территории клиента хранится весь набор расходных материалов и самых часто используемых запчастей. В этих случаях сервисные инженеры «КОМЕК» круглосуточно работают на самом предприятии. С 8 утра они уже на «оперативке», получают по самой свежей информации разнарядку для выезда к технике на делянках.
Если масштаб работ компании и ее парк техники невелики, сервисные специалисты выезжают по звонку с базового объекта «КОМЕК МАШИНЕРИ» в Екатеринбурге. Если звонок поступил до обеда, специалисты выезжают в тот же день. На вечерние вызовы выезжают следующим утром. География выездов обширна, расстояние до участков клиентов «КОМЕК» от 70 км (участки в Свердловской области) до 790 (участок в ХМАО), в среднем 200–250 км. Стоимость выезда специалистов зависит от расстояния, но есть один момент: учитывается не расстояние от базы в Екатеринбурге до участка, а расстояние от точки, где в момент вызова находятся специалисты. В разгар сезона часто бывает, что инженеры работают буквально на соседнем с клиентом участке, и это сильно экономит расходы. Причем это не исключение, а регулярная практика. Например, в один из зимних сезонов сервисный специалист «КОМЕК» выехал к одному из клиентов 7 декабря, а вернулся на базу только 29 декабря, объехав несколько участков.
Дадим несколько советов, как застраховаться от аварийных остановок техники и самим снизить стоимость обслуживания машин
Качество масел
Лесная техника в большей степени, чем строительная, требовательна к качеству масел. Если в гидравлике экскаватора использован один распределитель, в харвестере Komatsu их три. Поэтому у техники Komatsu Forest строгие требования к качеству масел. Стандарт — это обязательно масла с низким содержанием цинка, класса качества не ниже GL-5 (для строительной техники Komatsu допустимы масла GL-4). Отсюда особые требования к поставщикам смазочных материалов и обязательное правило для ТО: лабораторный анализ масел каждые 2000 мото-часов наработки. Экономия на маслах, использование контрафакта и в целом смазочных материалов ненадлежащего качества — причина ускоренного износа узлов, повод для дорогостоящего ремонта в межсезонье и аварийных простоев техники в пиковые периоды работы. Больше того, если экспертиза покажет, что использованное масло не соответствует эксплуатационным характеристиками, предписанным производителем техники, это может быть поводом для того, чтобы выход техники из строя был признан негарантийным случаем. При расширенной гарантии от дистрибьютора правильный подбор масел — забота «КОМЕК».
Качество топлива
Качество дизельного топлива в России и в целом в СНГ — это одна из ключевых проблем индустриальной техники. Из-за условий работы в лесной промышленности, в нефтегазовом строительстве и других отраслях часто сильно ограничен выбор поставщиков дизельного топлива. В этом «КОМЕК» рекомендует два способа, как застраховаться от внеплановых простоев и компенсировать расходы на ремонт.
Первый способ
Базовый способ — это внимательное отношение операторов к предсменным осмотрам и сигналам систем самодиагностики во время работы. Инженеры Komatsu Forest застраховали топливную систему от некачественного дизельного топлива: техника оснащена предварительными фильтрами грубой очистки, которые собирают примеси и не дают им попасть в систему электронных форсунок. Кроме того, электронная система управления MaxiXplorer выдает предупреждения во время работы об ошибках в топливной аппаратуре. Но, чтобы эта защита сработала, операторам нужно вовремя сливать воду из отстойников и не игнорировать сообщения об ошибках. Между тем эти очевидные вещи часто игнорируются машинистами. Когда специалисты «КОМЕК» выезжают к технике и смотрят данные системы мониторинга MaxiFleet (в ней отображаются все ошибки в эксплуатации харвестера), часто обнаруживают, что с прошлого визита было до 200 сигналов об ошибках в топливной системе. И все их оператор сбросил, вовремя не отреагировал сам и не известил техников. Результат — внеплановый и дорогой ремонт.
Второй способ
Второй способ связан с организацией работ на участке. Это контроль поставляемого топлива. Если есть выбор, используйте проверенных поставщиков дизельного топлива. Если особого выбора нет (это актуально для работ в труднодоступных районах, на Севере и т. д.), помогает контроль каждой партии солярки. На делянку приезжает бензовоз, и перед заправкой техники берется литровый пробник и опечатывается в присутствии поставщика. К пробнику прилагается сертификат на топливо. Если техника вышла из строя и есть подозрения, что причина в низкокачественном дизельном топливе, пробник отправляется на экспертизу. Когда экспертиза показывает, что, например, зольность топлива выше нормативной, это повод задать вопросы поставщику и компенсировать расходы на ремонт и работу сервисных специалистов.