Статьи
25.10.2018

Почему дорогая спецтехника дешевле в эксплуатации?

Из чего складывается цена владения техникой Komatsu

спецтехника komatsu

Как экскаватор ценой в 8 миллионов рублей может оказаться дешевле экскаватора за 4 миллиона? Это типичная дилемма на рынке индустриальной техники, когда владельцы выбирают между техникой одного класса, но разных ценовых сегментов. Ответ состоит из трех частей:

  • как эту технику использовать, для какой цели;
  • как быстро машина теряет в цене с наработкой;
  • насколько техника конкретного бренда популярна на вторичном рынке.

Разберем эти пункты по порядку.

Для чего покупается техника

Индустриальная техника создана для непрерывной работы. Это инструмент, который приобретается под определенные задачи. Цена владения определяется соответствием инструмента объекту.

Если техника не задействована владельцем или используется недостаточно интенсивно, она становится еще более дорогой, чем в момент покупки: на нее потратили деньги, она не произвела полезный продукт, но потеряла в цене.

Пример

Владелец нового экскаватора Komatsu мало его использовал: машина стоит в парке 5 лет с минимальной наработкой в 1000 мото-часов. Это столько, сколько при полноценной загрузке экскаватор нарабатывает в среднем за 3 месяца. За это время не было заметных расходов на топливо, не было поломок, замены запчастей. Машина фактически новая. Но это уже пятилетняя машина, она потеряла в стоимости 20–30 %, при этом не принесла прибыль, не произвела полезный продукт — владелец просто потерял деньги. А если машина была взята в лизинг, то ее неправильное использование — это прямые убытки.

Вывод

Владельцы должны понимать, насколько полно они будут использовать свою технику. Komatsu — это профессиональный инструмент. Поэтому владельцы Komatsu — это профессионалы, знающие свою технику и приобретающие ее под задачи, которые позволяют получить от машины прибыль. Индустриальная техника приносит прибыль, когда интенсивно используется, производит полезный продукт и при этом качественно обслуживается, чтобы сохранить значительную часть цены на вторичном рынке.

Оптимизация подбора техники

У Komatsu есть инструмент, который помогает подобрать технику так, чтобы она приносила максимальную пользу владельцам. Это OFR (Optimum Fleet Recommendation — рекомендации по оптимизации парка техники) — программа, которая моделирует условия работы на объекте, сопоставляет их с возможностями техники и так помогает подсчитать стоимость добычи тонны материала с конкретной машиной в заданных условиях.

Как это работает? Инженеры по эксплуатации от дистрибьютора замеряют данные на участке, где будет использоваться техника: за час, смену, сутки и т. д., дополняют их статистикой предприятия и вычисляют, насколько оптимально используется существующий парк техники, что произойдет, если заменить часть машин или приобрести новые, и какие это должны быть машины, с какими характеристиками. На основании этих расчетов клиент получает прогноз стоимости владения и производительности техники, то есть действительно ли ему нужны новые машины и что нужно сделать, чтобы они быстрее окупились.

Что может выдержать техника

Второй вопрос, который определяет цену владения техникой Komatsu, — это динамика потери стоимости машины с ростом наработки. На этот процесс влияет одновременно несколько факторов:

  • базовая конструктивная прочность машины;
  • доступность сервиса и запасных частей;
  • качество сервиса от официального дистрибьютора и то, насколько развита сервисная сеть в регионе эксплуатации;
  • сумма постоянных расходов: на топливо, ТО, ремонт и запчасти.

вечная спецтехника

«Вечная» техника

Машины Komatsu еще на этапе проектирования рассчитаны на интенсивные нагрузки в течение десятилетий.

  • Там, где другие производители используют сварку и болтовые соединения, у Komatsu цельнолитые детали.
  • Большая толщина металла по живым сечениям, которая дает полуторакратный прирост прочности на кручение.
  • Защита ходовой (у бульдозеров) упругой подвеской на резиновых подушках.
  • Тройная защита топливной системы от некачественной солярки: предфильтр с отстойником для воды не пропускает воду к электронным форсункам, а если отстойник заполнен, «умная» электроника просто не дает запустить двигатель.

Все это лишь часть конструктивных особенностей индустриальной техники Komatsu, которые влияют на ее живучесть, скорость износа при интенсивной наработке, стоимость ТО и частоту ремонтов, а в итоге они снижают стоимость владения и повышают ликвидность машины на вторичном рынке.

Сервис и запчасти, которых не надо ждать месяцами

Komatsu в нашей стране работает с 1968 года. После полувека эксплуатации трудно найти профессионала — механика или машиниста, который никогда не имел дела с техникой данного бренда. Это означает, что операторы быстрее начинают работать, быстрее осваиваются, пересаживаясь с другой техники. Это повышает эффективность работы и несколько снижает риск неправильной эксплуатации, которая может привести к поломкам оборудования.

Второй момент — это профессиональный сервис от дистрибьютора и его доступность. По всему СНГ организованы мощные сервисные сети и бесперебойная поставка запчастей. Коэффициент технической готовности машин на предприятиях выше 90 % поддерживается практикой дистрибьюторов. Например, «КОМЕК МАШИНЕРИ» в рамках сервисных договоров на объектах клиентов создает консигнационные склады запчастей. На этих складах хранится вся номенклатура самых ходовых деталей и расходников: фильтры, запас масел, ремни, элементы навесного оборудования. Регулярное техобслуживание и гарантийный ремонт машин Komatsu проводят сервисные инженеры «КОМЕК». Если это предусмотрено договором, специалисты работают на объекте круглосуточно, вахтовым методом.

Стоимость расходов на ТО и запчасти

Цена владения в стоимости запчастей и обслуживания определяется коэффициентом технической готовности (КТГ) парка предприятия. Сервисные инженеры регулярно обслуживают технику и этим сокращают количество аварийных остановок. Специалисты оперативно реагируют на неисправности, быстро доставляют запчасти — экскаватор или бульдозер меньше простаивает, больше производит, быстрее окупается.

На одном из золоторудных предприятий подсчитали: сутки простоя горного экскаватора PC3000 вне норм КТГ — это до 13,5 килограмма золотосодержащего концентрата, который не попадает к металлургам. Когда речь идет об арендных машинах или технике в лизинге, простои — это прямые финансовые потери. Техника стоит, а платежи идут. Поэтому владельцы техники уже давно при выборе бренда и самих машин ориентируются в первую очередь на качество сервиса и то, как он организован.

Экономия топлива

Расход топлива зависит от комплекса причин, например используется ли современная техника с «умными» системами (Common Rail, трансмиссии с муфтой блокировки трансформатора и т. д.). Но в первую очередь от того, как организованы работы на участке: насколько эффективно эксплуатируется техника, в каких режимах. Потенциал экономии — в квалификации и ответственности самих машинистов, механиков, наконец инженеров, которые распределяют ежедневные задачи, и в том, как контролируется работа персонала. Здесь владельцу помогает система мониторинга KOMTRAX. В отчетах системы можно увидеть эффективную загрузку техники, сколько машина работала на холостом ходу, сколько — под нагрузкой и в каком режиме, проконтролировать расход топлива и пересчитать загрузку для экономии дизеля или проверить операторов: совпадают ли отчеты по топливу на бумаге с реальным расходом машины. В практике «КОМЕК» были случаи, когда отчеты KOMTRAX помогали владельцам техники выявить хищения топлива.

Популярность на вторичном рынке

Все перечисленные факторы — исходная прочность деталей и оборудования, стоимость и доступность запчастей, качество сервиса, возможности контролировать производительность и расход топлива, наконец удобство работы с техникой, известность бренда — определяют ее цену на вторичном рынке. И не только цену, а саму возможность продать машину с наработкой.

У недорогой техники, как правило, небольшой ресурс. Поэтому она мало кому нужна для очень интенсивной работы в несколько лет по 500 мото-часов в месяц. И не всегда она способна выдержать такую эксплуатацию. Есть примеры исходно дорогих брендов, которые непопулярны на вторичном рынке в силу разных причин, — их машины почти невозможно продать в разумные сроки (а техника теряет в цене, даже когда простаивает в ожидании покупателя).

У техники каждого бренда есть своя цикличность, которая влияет на срок владения, цену владения, возможность перепродать машину и ее стоимость с определенной наработкой. В «КОМЕК МАШИНЕРИ» систематизировали данные обслуживания сотен единиц техники Komatsu в течение многих лет и выявили такие закономерности:

  • 10 000 мото-часов — средняя наработка машин Komatsu, которые продаются на вторичном рынке за максимальную стоимость;
  • 3–5 лет — средний возраст таких машин (зависит от интенсивности эксплуатации владельцем);
  • 20 000 мото-часов — возраст второй продажи, когда второй собственник старается найти нового владельца технике. Первый владелец в это время еще может продать машину без серьезных вложений в нее. Это рубеж, после которого отдельные узлы могут потребовать капитального ремонта;
  • 50 000–80 000 мото-часов — срок службы техники в собственности на крупных предприятиях, после которого владельцы стараются вывести ее из парка, например продав на запчасти. 

Окупить за 3 года и вернуть 60 % стоимости

Для новой машины Komatsu при профессиональном использовании обычная схема владения выглядит так:

  • владелец приобретает новую технику Komatsu в лизинг или за полную стоимость и пускает ее в интенсивную работу;
  • за срок от 2 до 5 лет (зависит от задач владельца) инструмент полностью окупает себя. По машинам с отсроченными платежами выплачиваются все лизинговые обременения;
  • за этот срок техника наработала те самые средние 10 000 мото-часов. При квалифицированном сервисе техника Komatsu сохранила 60–70 % цены;
  • владелец продает ее на вторичном рынке, фактически получая обратно половину или больше от начальной стоимости (с учетом расходов на топливо и ТО);
  • вкладывает эти деньги в покупку новой техники, и цикл повторяется;
  • дорогая техника оказывается для владельца почти вдвое дешевле техники с исходной стоимостью.