Особенности ходовой части бульдозера и инструкция по замене гусениц Komatsu
Ходовая часть бульдозера работает в постоянном контакте с опорной поверхностью, и это является главной причиной ее быстрого износа. При движении машины ведущие колеса, упираясь во втулки, перемещают гусеничные полотна, звенья цепи контактируют с направляющими колесами, опорными и поддерживающими катками, а грунтозацепы башмаков погружаются в грунт. В результате таких взаимодействий металл стирается, частицы грунта ускоряют этот процесс, воздействуя как абразив.
Износ ходовой части бульдозеров
К основным факторам, влияющим на ресурс, можно отнести следующие:
- Абразивное воздействие. Его уровень зависит от типа, текстуры и влажности грунта, на котором работает машина. Больше всего воздействуют на ходовую часть влажные грунты с высоким содержанием твердых и острых гранул. Например, песок.
- Налипание грунта. Из-за налипания грунта вокруг движущихся деталей и узлов ходовой части гусеничная цепь заедает и способствует неправильному зацеплению деталей. Хуже всего сказывается на ресурсе ходовой части увеличение диаметра направляющего и ведущего колес из-за налипания грунта, что может привести к сильному натяжению цепи, и она соскочит с колес.
- Ударные нагрузки. Способствуют увеличению зазора между пальцами и втулками, появлению задиров, изгибов или трещин в деталях ходовой части. Уровень ударных нагрузок зависит от степени проникновения грунтозацепов башмаков в грунт. Высокие ударные нагрузки приходятся на ходовую часть, если грунтозацепы не могут проникнуть в грунт, например при работе на скалистой местности или на смерзшейся почве.
Больше всего изнашиваются следующие детали ходовой части:
- Направляющие колеса (ленивцы) – из-за выработки втулок, в которые попадает грунт.
- Опорные и поддерживающие катки – стираются из-за контакта с направляющими поверхностями звеньев цепи.
- Звенья гусеничной цепи – соприкасаются с зубьями ведущего колеса. Влияет на износ абразивное воздействие, ударные нагрузки, высокая скорость поворотов машины, работа на склонах или чрезмерное натяжение цепи.
- Башмаки звеньев – из-за контакта с грунтом.
- Ведущие колеса (звездочки) – при изменении направления движения бульдозера на них приходится максимальная нагрузка.
Этот список можно дополнить натяжителями и подшипниками ведущих и направляющих колес.
Особенности гусениц бульдозеров Komatsu
В бульдозерах Komatsu применяется ходовая часть типа SALT. Ее главное отличие – консистентная смазка между втулкой и пальцем. Это решение снижает износ деталей, делает ход машины более плавным и уменьшает интенсивность растяжения цепи.
Помимо стандартной, есть еще несколько видов гусениц типа SALT:
- PLUS с вращающейся втулкой. Она смазывается и практически без трения вращается вокруг пальца. Это сокращает износ втулок и ведущих колес.
- AR – гусеница с повышенной износостойкостью. За счет специальных режимов термообработки втулок ее ресурс на 30 % выше, чем у стандартных аналогов.
- HD-AIR – гусеница усиленной конструкции с повышенной ударо- и износостойкостью втулок.
- DUAL BUSHING – гусеница с двойной втулкой: внутренняя запрессовывается в звено, а наружная свободно вращается вокруг пальца. Это оптимальное решение для машин, эксплуатируемых на абразивных грунтах с низкими ударными нагрузками, например, на песке).
Как заменить гусеницу на бульдозере Komatsu
Замену гусеницы рассмотрим на примере одной из популярных моделей бульдозеров Komatsu D65EX-16. Она может комплектоваться гусеницами STANDARD, PLUS, AR или HD-AIR. Замену производят в следующем порядке:
- Перемещая машину, устанавливают замковое звено гусеницы над направляющим колесом с таким расчетом, чтобы замковое звено находилось над осью направляющего колеса или немного позади него.
- Устанавливают больший опорный блок со стороны направляющего колеса так, чтобы он служил опорой для грунтозацепа башмака гусеницы.
- Устанавливают меньший опорный блок между поддерживающими катками. Задача блоков – не допустить преждевременного раскрытия замкового звена.
- Ослабляют штуцер регулировочного цилиндра механизма натяжения гусеницы на один оборот. Консистентная смазка высвободится из полости штока, и натяжение цепи ослабится. Если этого не произойдет, необходимо подать машину вперед или назад и повторить п. 1–3.
- Ослабить каждый из четырех болтов замкового звена на 1–2 оборота, убедиться, что они свободно вращаются. После этого снять болты.
- Застропить замковое звено и медленно подать машину назад.
Если натяжение цепи не ослабевает, значит, рама гусеничной тележки неисправна. В этом случае, чтобы избежать спружинивания цепи, нужно переместить машину, прижав гусеничную цепь со стороны направляющего колеса к стене или отвалу другой машины и расположив замковое звено между направляющим колесом и передним поддерживающим катком.
Гусеница снята. Устанавливают ее в обратном порядке. Болты замкового звена нужно затянуть вручную так, чтобы соединились поверхности замкового звена. После этого затягивают болты с усилием 35±4 кгм (343±39 Нм) за первый проход и угловой затяжкой градусов за второй проход.
Как продлить срок службы гусеницы
Чтобы поддерживать бульдозер в исправном состоянии, мы рекомендуем:
- Ежедневно осматривать машину: проверять комплектность, затяжку болтов, убедиться в отсутствии утечек масла в направляющих и ведущих колесах, опорных и поддерживающих катках. Во время осмотра нужно оценить износ гусениц, но это можно делать не ежедневно, а еженедельно. Особое внимание обратить на внутренние и наружные втулки подшипников и высоту звеньев цепи.
- Чистить гусеницы после каждой смены. Грунт является абразивом и повышает износ деталей и узлов ходовой части. Накапливаясь, он мешает вращению катков, увеличивает натяжение гусениц и расход топлива.
- Проверять натяжение гусениц каждую неделю. При чрезмерном натяжении быстрее изнашиваются детали и узлы ходовой части, теряется тяговая мощность (а с ней и производительность машины), расходуется больше топлива, в три раза сокращается срок службы втулок. При недостаточном натяжении быстрее изнашиваются наружные втулки подшипников и зубцы ведущих колес.
Помимо ежедневного и еженедельного обслуживания, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание с привлечением квалифицированного ремонтного персонала.
Мы рекомендуем проводить ТО через каждые 250 моточасов (это оптимальная периодичность замены масла и масляного фильтра). Наши специалисты проводят качественное техническое обслуживание для всей купленной у нас техники.