Как зарегистрировать неполадки спецтехники
Предупредить ремонт и дисциплинировать операторов
В современной технике есть «умные системы», которые отслеживают состояние машины и отдельных узлов, чем облегчают их обслуживание и ремонт. Но первый, от кого зависит состояние и срок жизни техники — это оператор. Механики обычно сталкиваются уже с неисправностью: что-то не работает, машина стоит. А оператор уже во время осмотра перед началом смены может заметить, что оборудование только начинает работать нештатно, и дать сигнал специалистам. Это — способ предотвратить простои техники и дорогостоящий ремонт.Что заметит оператор перед сменой?
Ключевые меры профилактики для горной и строительной техники:
- тщательный, пошаговый осмотр машин перед началом работы
- во время работы — внимательное отношение к сигналам систем самодиагностики и к тому как «ведет себя» машина
- столь же тщательный осмотр после смены и регистрация наблюдений
Утечки масла
Это наиболее распространенные и опасные по своим последствиям неисправности и вот почему: если уровень масла упал в двигателе до критического состояния, начинается “масляное голодание”, а его следствие — повышенный износ компонентов двигателя. Если объем масла падает, оно быстрее и сильнее нагревается и теряет смазочные свойства. В результате — повышенный износ деталей. Масляные подтеки легко заметить на оборудовании. Кроме того есть датчики уровня масел, ориентируясь на них оператор доливает масло перед сменой. Главное — чтобы не забыл сообщить об этом механикам, по возможности, в письменном виде.Перегрев масла и двигателя
Если машина греется, это тоже сильно изнашивает компоненты двигателя или трансмиссии. Перегрев масла от нормативных 90 градусов до 110 или критических 115 градусов кажется незначительным, но если это происходит в течение двух-четырех месяцев или даже года, то снижается ресурс всего узла и проработает он до капитального ремонта уже не 18 000 моточасов, а 14 000 - 16 000. Для владельца техники это означает повышенные расходы на смазочные материалы и перспективу раньше времени ремонтировать или вообще заменять двигатель. О перегреве оповещают приборы в кабине. Также внимательный оператор может заметить перегрев по изменению цвета покрытия деталей.Перегрев выхлопных и картерных газов
Системы самодиагностики (например, EMMS на технике Komatsu) подают сигналы о перегреве трансмиссии, двигателя и выхлопных газов. Оператор должен регистрировать: сколько за смену было предупреждающих сигналов о перегреве. Эта информация — уже сигнал для механиков провести диагностику. Например, частый перегрев выхлопных газов с повышением температуры до 1000 градусов — это повод запланировать ремонт топливных форсунок и повод заранее доставить запчасти, чтобы сократить простой техники.Как зарегистрировать неполадки
Итак, внимательный осмотр и регистрация наблюдений — способ защитить технику от серьезных поломок. Остается дать операторам шаблон для осмотра каждого типа техники и убедить их регистрировать результаты наблюдений, чтобы механики их анализировали, своевременно выявляли неисправности и планировали ремонт.
- Нужна простая инструкция формата «посмотри здесь, а теперь здесь». Желательно на одном листе — а не отдельным томом, как инструкции по эксплуатации техники.
- Бланки, куда можно заносить данные осмотра. Эти листы должны лежать в каждой машине.
- Нужен способ контроля операторов, чтобы они не относились к заполнению этих бланков, как к формальности. Чтобы не оставляли отписки «неполадок за смену не выявлено» и в принципе не забывали их заполнять.
В «КОМЕК МАШИНЕРИ» нашли, как с этим справиться: разработали чек-листы и стали использовать их на предприятиях клиентов в горной отрасли.
Что такое чек-листы
Чек-листы — это ежедневные бланки для операторов разных типов техники: бульдозеров, экскаваторов, самосвалов, грейдеров, погрузчиков, катков, асфальтоукладчиков. Заполняются перед сменой и после. В них — пошаговые инструкции, какие узлы должен осмотреть машинист: рабочее оборудование, гидравлика, ходовая, моторный и насосный отсеки. Персонал буквально ведут за руку: в бланках есть блоки «осмотр ходовой части: правая сторона», «осмотр ходовой части: левая сторона» итд. Оператор должен проставить галочки в графах на каждом этапе «хорошее состояние/плохое состояние». В конце бланков есть поля для комментариев — здесь нужно пояснять, в чем заключается плохое состояние узла.Как работают чек-листы
Каждый чек-лист оператор заполняет в двух экземплярах, под копирку. Одну копию оставляет в журнале техники, вторую сдает дежурному механику. Тот ежедневно собирает информацию со всего парка, и если есть замечания операторов, планирует остановку машины для диагностики и отправляет заявку сервисным специалистам дистрибьютора техники.
Эта цепочка взаимодействия позволяет сделать две вещи:
1. Проинструктировать оператора, чтобы он не забыл, не пропустил при осмотре отдельные узлы.
2. Найти источник проблемы
Аварийная остановка машины не случается просто так. Этому всегда предшествуют небольшие неполадки, на которые вовремя не обратили внимание. Чек-листы позволяют найти источник ошибки: это оператор, который не заметил или не зарегистрировал проблемы техники, механик, который не составил заявку сервисной службе или сервисные специалисты, которые вовремя не отреагировали. Также эта система помогает определить, в чем причина базовой неисправности: ошибки в эксплуатации или брак производителя. Все причины зафиксированы в чек-листах и заявках по ним или понятно, кто и на каком этапе их пропустил. В этом деле чек-листы дополняют данные от систем мониторинга (например VHMS), но так как они заполняются персоналом клиента, они помогают разрешать спорные случаи в поисках причин неисправности.
Как внедрить чек-листы
Чтобы вся цепочка взаимодействия работала, нужно убедить операторов пользоваться чек-листами. Например, руководство Бакырчикского ГОК (предприятие компании «Полиметалл» в Казахстане) издает приказ для персонала о ежедневном заполнении чек-листов. Заполнять бланки после смены и заявки по ним — это становится должностной обязанностью машинистов и механиков горнодобывающей компании.
При неисправности начинается техническое расследование причин. Если оператор оставил отписку «неполадок не было», из-за этого механики клиента и дистрибьютора не смогли вовремя отреагировать и техника встала, оператору грозят штрафы.
Штрафы полностью не покрывают аварийный выход из строя, но заставляют персонал более ответственно относиться к работе. Таким образом, новая система осмотра техники дополнительно повышает дисциплинированность работников и их внимательность к машинам.
Чек лист на осмотр экскаватораЧек лист на осмотр бульдозера
Чек лист на осмотр грейдера
Чек лист на осмотр погрузчика
Чек лист на осмотр самосвала