Как удвоить срок службы трубоукладчика
Есть техника, которую владельцы списывают после 5 лет эксплуатации. И есть бульдозеры и трубоукладчики Komatsu, которые служат по 45 лет.
Из них 25 лет — срок службы, который задан заводом-изготовителем. И еще 20 лет техника работает после полнокомплектного ремонта с восстановлением 80 % ресурса в КОМЕК.
Во время «великих строек» начала 80-х годов на Российский Север Komatsu поставила тысячи единиц бульдозеров D355 и трубоукладчиков D355C-3. После 35 лет эксплуатации и постепенного обновления парков крупных компаний, которые строят и обслуживают нефтегазотранспортную систему, многие из этих машин еще остаются в строю. Капитальный ремонт с восстановлением ресурса стоит от 10 до 60 % от стоимости новой техники.
Чем больше запас конструктивной прочности техники, тем дешевле ремонт: меньше деталей и узлов под замену или ниже стоимость их восстановления. Поэтому владельцам крупных парков выгодно возвращать к активной работе изначально более «выносливые» машины.
В 2020 году «Газпром трансгаз Чайковский» провел два тендера на восстановление восьми трубоукладчиков Komatsu D355C-3, выпущенных в 1982—1986 годах. Задача — восстановление их работоспособности до нормативных параметров и продление срока службы на 20 лет.
КОМЕК МАШИНЕРИ, как официальный дистрибьютор Komatsu, предоставляет комплексную услугу по восстановлению техники. Опытные сервисные инженеры на современном станочном парке «Ребилд Центра» и сервисного центра по ремонту техники возвращают к жизни машины даже с одной рамы. Комплекс операций — от капитального ремонта двигателя, трансмиссии и гидравлики до механообработки базовых деталей с восстановлением их ресурса.
Как восстанавливают трубоукладчики в КОМЕК
1. Разбор и дефектовка
Работа с техникой начинается с дефектовки — оценки состояния техники и ее компонентов, чтобы определить объем и стоимость работ.
Первая операция — спецмойка в отдельном боксе. Трубоукладчики очищают от старой краски и ржавчины и промывают со спецсоставами под давлением. Грязная вода не сливается в почву, а проходит очистку и заново используется. Затем технику разбирают на узлы и компоненты. Сервисные инженеры осматривают и проводят измерения каждого элемента и оценивают его остаточный ресурс. Проверяют раму и корпусные детали: изучают усталость металла, есть ли трещины, в каком состоянии крепления. И выносят вердикт — есть ли возможность их восстановить или допустима только замена.
Рама, рабочее оборудование, электрические компоненты и элементы ходовой части (катки, гусеничные ленты, рама гусеничной тележки) разбираются и проходят дефектовку в сервисном центре по ремонту техники. Двигатель, лебедка, трансмиссия отправляются для выявления дефектов и ремонта в «Ребилд Центр».
По итогам дефектовки составляется окончательная смета ремонта. Владелец техники получает от КОМЕК подробные данные: какие компоненты будут восстановлены, какие заменены и сколько это будет стоить.
2. Ремонт
Если во время работы выходит из строя отдельный узел трубоукладчика, то в полевых условиях его практически невозможно вернуть к жизни. Поэтому владельцы техники заинтересованы в том, чтобы во время капитального ремонта восстановить максимальный ресурс каждого узла и каждой системы.
Ресурс ходовой части трубоукладчика восстанавливается заменой изношенных компонентов. При ремонте рамы и рабочего оборудования специалисты заново нарезают резьбовые отверстия; проверяют и восстанавливают сварные швы; правят кожухи и облицовку. Проверяют и заменяют электропроводку, устанавливают новый генератор, стартер, приборы.
В «Ребилд Центре» восстанавливают исходную геометрию и герметичность блока цилиндров двигателя и головки блока, шлифуют коленвал. Меняют и настраивают компоненты топливной аппаратуры; меняют сердцевины радиатора охлаждения двигателя и маслоохладителя гидравлики. Под замену уходят все прокладки, уплотнения, вкладыши, клапаны, пружины, патрубки и шланги, РВД и трос лебедки.
3. Сборка и регулировка
Самая ответственная часть капремонта. Этапный контроль качества КОМЕК означает, что техника проходит несколько проверок. На этапе неполной сборки специалисты запускают каждый агрегат; проверяют на предмет течи соединения компонентов РВД, патрубков, шлангов; тестируют электрику. Результаты проверки сверяют с технологической картой.
Только после этого начинается финальная сборка. А вслед за ней — этап финальных регулировок и проверки. Сервисные инженеры измеряют и регулируют зазоры, проверяют давление в насосах трансмиссии и гидравлики. Затем, перед тем как сдать технику заказчику, ее 1—2 дня тестируют во всех режимах.
Чем больше запас конструктивной прочности техники, тем дешевле ремонт: меньше деталей и узлов под замену или ниже стоимость их восстановления. Поэтому владельцам крупных парков выгодно возвращать к активной работе изначально более выносливые машины.
Полнокомплектным восстановлением техники КОМЕК занимается с 2010 года, а с 2016 года в рамках компании было создано отдельное подразделение — сервисный центр по ремонту техники с базой в Екатеринбурге. Сейчас, с увеличением количества заказов, развиваются аналогичные цеха в филиалах: в Новом Уренгое, Сургуте, Перми и Самаре. За эти годы в нашей практике было и восстановление трубоукладчика на основе одной только рамы, и возвращенные к жизни 40-тонные экскаваторы. Конструктивная прочность Komatsu и взаимозаменяемость компонентов разных типов техники этого производителя позволяют уложиться в «психологический лимит» стоимости капитального ремонта — до 60 % от цены новых единиц.
Проект восстановления трубоукладчиков Komatsu D355C-3 для ООО «Газпром трансгаз Чайковский» дал нам интересный опыт благодаря условиям заказчиков. В отличие от частных проектов, здесь клиентам не нужны компромиссы ни по себестоимости, ни по объему работ. От нас ожидают строгого соответствия заводским параметрам на 80 % от каждого компонента и узла и от всей техники в сборе. Соответствие проверяют и документируют независимые эксперты. Дефектоскописты с датчиками проверяют состояние металлоконструкций, швов, работоспособность отдельных узлов и систем, а также техники в целом — соответствует ли степень восстановления тому, что требует заказчик.В 2020 году КОМЕК МАШИНЕРИ выполнил условия первого контракта с ООО «Газпром трансгаз Чайковский»: поставил заказчикам две восстановленные и прошедшие приемку единицы техники. Сейчас идет работа с техникой по новому контракту: восстанавливаем еще шесть трубоукладчиков Komatsu D355C-3.