Статьи
03.07.2019

Как прогнозировать износ ходовой бульдозера и вовремя заказывать запчасти

d65px_16_foto_1.jpg

Купить ходовую бульдозера в сборе, положить на склад и ждать, когда придет время замены?

Или не тратиться заранее, а приобретать запчасти по отдельности, когда они понадобятся здесь и сейчас?  

Дилемма, знакомая многим владельцам техники, руководителям сервисных служб и механикам. Выбор между этими двумя подходами диктуют задачи предприятий и условия работы техники. 

Но есть третий вариант: прогнозировать износ компонентов и заранее заказывать конкретные запасные части, чтобы их доставили к моменту замены. 

Это способ сократить издержки на простой техники в ожидании доставки отдельных деталей. Заодно так оказываются меньше эксплуатационные расходы, чем при заказе про запас полного комплекта ходовой.  

Что означает «прогнозировать износ деталей»?

В инструкции по эксплуатации техники есть допуски для отдельных элементов ходовой. Операторы во время предсменного осмотра или механики во время техобслуживания гусеничной ходовой бульдозера или экскаватора измеряют шаг звеньев цепи, высоту и ширину грунтозацепа, диаметр опорных катков, размеры пальцев и втулок, высоту зубьев ленивца и ведущей звездочки и т. д. И сверяют результат замеров с данными в заводской инструкции.

Есть лишь одно «но». 

В инструкции по эксплуатации указано два параметра: нормативный размер и ремонтный допуск. То есть с гарантией можно понять лишь две вещи: деталь новая или требует замены. Интерпретации промежуточных значений в книге нет. Если замеры показали значения меньше нормы, но больше ремонтного допуска, выводы об оставшемся сроке службы деталей можно сделать лишь умозрительные. Например, для стандартного башмака к бульдозеру Komatsu D65 нормативная высота грунтозацепа — 65 мм. Если он стерся до 23 мм и более — пора менять башмак. А как понять, сколько осталось служить башмаку, если высота грунтозацепа оказалась, например, 47 мм?  

Рассчитываем степень износа ходовой бульдозера

Чтобы рассчитать степень износа элементов ходовой, нам нужны две вещи:

  • регулярные замеры операторами во время предсменного осмотра и или механиками при ТО; 
  • инструмент от производителя: таблицы Komatsu, в которых указаны габариты деталей и соответствующий им процент износа со всеми промежуточными значениями.

Регулярные замеры нужны в первую очередь из-за того, что скорость, с которой изнашиваются конкретные детали ходовой, зависит от типа грунта, на котором работает техника, и качества обслуживания самой ходовой. Естественно, что на скальном грунте элементы ходовой бульдозера подвергаются большим нагрузкам и быстрее изнашиваются, чем при работе с поверхностным слоем почвы. А что касается обслуживания, то, например, если операторы регулярно не счищают налипшую на гусеницы и катки глину, темп износа всех колец, уплотнений и сочленений ходовой будет значительно выше нормативного. Из-за абразива срок службы трущихся друг о друга элементов будет заметно меньше. А техника может перебрасываться с участка на участок с разными условиями эксплуатации, интенсивность работы может сильно варьироваться от месяца к месяцу и даже от смены к смене (особенно если речь идет о бульдозерах в строительстве). В таких условиях не вывести какие-то усредненные значения наработки, нужны регулярные замеры. 

И вот операторы или механики при очередном осмотре ходовой части, например бульдозера Komatsu D65EX-16, получили такие данные (найдите эти значения в таблицах ниже, которые мы публикуем):

  • шаг звеньев цепи (Link Pitch) — 822 мм;
  • высота звеньев цепи (Link Height) — 127 мм;
  • диаметр втулки (Bushing O.D.) — 70 мм; 
  • высота зубьев ленивца (Idler) — 24,5 мм; 
  • диаметр поддерживающего катка (Track Roller) — 202 мм (31,4 %);
  • диаметр опорного катка (Carrier Roller) — 179,5 мм;  
  • высота грунтозацепа (Grouser Height) — 33 мм.  

Сверили эти данные с эксплуатационными таблицами Komatsu и выяснили, насколько изношены элементы ходовой:

  • износ элементов гусеничной цепи — 50 %;
  • износ ленивца — 55 %;
  • износ катков —  30 %;
  • износ башмака — 80 %.

Из этих данных можно сделать вывод, что при этих же условиях эксплуатации в ближайшее время придется «переобуть» бульдозер. А остальные элементы еще способны служить долго. Значит, есть смысл заранее заказать у поставщика новые башмаки и запланировать остановку техники для их замены.  

Рассчитываем сроки поставки запчастей

Отдельный вопрос — когда именно понадобятся новые запчасти. В этом примере — стандартный башмак для бульдозера. Когда именно он доработает оставшиеся 20 % ресурса — через неделю, через месяц или через полгода? А сколько остальные элементы будут вырабатывать оставшиеся 50–70 % ресурса? 

Ответить на этот вопрос можно, но только если соблюдать первое условие прогнозирования: регулярно измерять габариты элементов ходовой. И регистрировать в журнале техники не только результаты, но и когда эти замеры производились. 

  1. Сопоставьте степень износа деталей (в процентах) из таблиц Komatsu с датами замеров в журнале техники. Так вы определите скорость износа деталей в конкретных условиях работы и сможете прогнозировать замены с точностью до недели. 
  2. Если условия работы в это время изменятся (бульдозер или экскаватор переведут на другой участок, с иным типом грунта и т. д.), могут помочь измерения, сделанные для этой техники в другое время, но в схожих условиях.
  3. Если речь идет о работе на карьере, где условия работы техники не меняются годами, замеры и расчеты износа деталей с помощью таблиц Komatsu позволяют планировать поставки запчастей на долгий срок. С ними можно составить график закупок, предотвратить простои техники и разбить оперативные расходы предприятия на владение техникой на малые части в большом промежутке времени.  

Для чего нужны замеры и прогнозирование

В начале статьи мы привели два самых распространенных подхода к подбору комплектующих для гусеничной ходовой и созданию запасов запасных деталей:

  1. заранее купить ходовую в сборе;  
  2. заказывать отдельные запчасти, когда бульдозер или экскаватор аварийно встал.

Первый способ полезен при автономной работе техники — на участках, далеких от сервисных центров. С комплектом ходовой под рукой техника быстро возвращается в строй, даже если она работает там, куда можно добраться лишь вертолетом.   Недостаток этого подхода — владельцам техники приходится заранее тратить оборотные средства, так как комплекты ходовой весьма недешевы.  

Второй способ полезен, когда техника работает недалеко от крупных городов или транспортных центров. Он позволяет понемногу вкладывать деньги в обслуживание машин, что удобнее многим владельцам, чем большие единовременные расходы. Его недостаток — потеря времени и денег из-за простоев в ожидании запчастей. 

Третий способ — замеры и прогнозирование. Когда износ элементов ходовой регулярно измеряют операторы и механики, это позволяет достаточно точно рассчитать, когда придет время менять конкретную деталь. Получается, что этот метод объединяет достоинства первых двух и лишен их недостатков:

  • запчасти заказываются заранее, по результатам замеров, значит, остановки техники для замены запланированные и недолгие;
  • нет высоких единовременных расходов, как при покупке ходовой в сборе.

Таблицы ресурса элементов ходовой Komatsu

На примере комплектующих для бульдозера Komatsu D65EX-16

Измерение шага звеньев цепи

(Link Pitch)


Размеры детали (мм)     Износ (%)    

813,8

0,0

814,0

2,9

815,0

11,5

816,0

18,3

817,0

24,4

818,0

30,1

819,0

35,5

820,0

40,6

821,0

45.6

822,0

50,4

823,0

55,0

824,0

59,

825,0

64,0

825,8

67,5

827,0

72,6

828,0

76,8

829,0

81,0

830,0

85,0

831,0

89,0

832,0

93,0

833,0

96,9

833,8

100,0

835,0

104,6

836,0

108,4

837,0

112,1

838,0

115,8

839,0

119,5

840,0

123,1

841,0

126,7

842,0

130,3

Высота звена гусеничной цепи 

(Link Height)


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

132,0

0,0

131,0

14,3

130,0

24,4

129,0

33,4

128,0

41,6

127,0

49,4

126,0

56,9

125,0

64,0

124,0

70,9

123,0

77,7

122,0

84,2

121,0

90,6

120,0

96,9

119,5

100,0

119,0

103,1

118,0

109,1

117,0

115,1

116,0

120,9

115,0

126,7

114,0

132,4


Диаметр втулки

(Bushing O.D.)


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

73,0

0,0

72,0

31,3

71,0

44,3

70,0

54,2

69,5

58,6

69,0

62,6

68,5

66,4

68,0

70,0

67,5

73,4

67,0

76,7

66,5

79,8

66,0

82,8

65,4

86,3

65,0

88,6

64,5

91,3

64,0

93,9

63,5

96,5

63,0

99,0

62,8

100,0

62,0

103,8

61,5

106,2

61,0

108,5

60,5

110,7

60,0

112,9

59,5

115,0

59,0

117,2

58,5

119,2

58,0

121,3

57,5

123,3

57,0

125,2

56,0

129,1

55,5

131,0

Высота зубьев ленивца


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

20,0

0,0

20,5

10,0

21,0

17,0

21,5

23,2

22,0

29,0

22,5

34,4

23,0

39,6

23,5

44,6

24,0

49,4

24,5

54,1

25,0

58,7

25,5

63,1

26,0

67,5

26,5

71,8

27,0

76,0

27,5

80,1

28,0

84,2

28,5

88,2

29,0

92,2

29,5

96,1

30,0

100,0

30,5

103,8

31,0

107,6

31,5

111,4

32,0

115,1

32,5

118,7

33,0

122,4

33,5

126,0

34,0

129,5

34,5

133,1


Диаметр поддерживающего катка

(Track Roller)


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

210,0

0,0

208,0

10,8

206,0

18,4

204,0

25,2

202,0

31,4

200,0

37,3

198,0

43,0

196,0

48,4

194,0

53,6

192,0

58,7

190,0

63,6

188,0

68,5

186,0

73,2

184,0

77,9

182,0

82,4

180,0

86,9

178,0

91,3

176,0

95,7

174,0

100,0

172,0

104,2

170,0

108,4

168,0

112,6

166,0

116,7

164,0

120,8

162,0

124,8

160,0

128,7

158,0

132,7


Диаметр опорного катка 

(Carrier Roller)


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

185,0

0,0

184,0

12,7

182,5

21,6

181,0

29,5

179,5

36,8

178,0

43,7

176,5

50,3

175,0

56,6

173,5

62,7

172,0

68,7

170,5

74,5

169,0

80,1

167,5

85,7

166,0

91,1

164,5

96,5

163,5

100,0

162,5

103,5

161,0

108,6

159,5

113,7

158,0

118,7

156,5

123,7

155,0

128,6

153,5

133,4


Высота грунтозацепа

(Grouser Height)


Размеры детали (мм)    

Износ (%)    

65,0

0,0

63,0

5,0

61,0

10,0

59,0

15,0

57,0

20,0

55,0

25,0

53,0

30,0

51,0

35,0

49,0

40,0

47,0

45,0

45,0

50,0

43,0

55,0

41,0

60,0

39,0

65,0

37,0

70,0

35,0

75,0

33,0

80,0

31,0

85,0

29,0

90,0

27,0

95,0

25,0

100,0

23,0

105,0

21,0

110,0

19,0

115,0

17,0

120,0

15,0

125,0

13,0

130,0