Как обслуживать строительную спецтехнику с наработкой и оставаться в плюсе
Что лучше: новая техника или с наработкой? Эту дилемму пытается разрешить для себя любой человек, решивший купить спецтехнику.
Зачем покупать спецтехнику с наработкой
Аргументы есть как у сторонников машин с наработкой, так и у их противников. Главный аргумент «за» – дешевле. Главный аргумент «против» – недолговечность техники. Такая покупка – это лотерея, и в дальнейшем машина может потребовать таких финансовых вложений, что сниженная стоимость не окупится.
Мы не будем оригинальны и ответим на этот вопрос так: спецтехника Komatsu с наработкой стоит меньше новой. Это факт. Вместо двух новых машин можно купить три с наработкой. Что касается надежности и долговечности техники, то чтобы не играть в лотерею, нужно определиться с продавцом.
Как покупать технику с наработкой
При покупке машины с наработкой главное – реально оценить ее состояние. И здесь вся ответственность ложится на покупателя. Продавец никогда не скажет, что у машины есть дефекты. Поэтому покупателю нужно убедиться, что их действительно нет, а обнаружив, потребовать устранения, снижения цены или отказаться от покупки. Это действительно напоминает лотерею, где все зависит от внимательности и профессионализма покупателя.
Мы практикуем другой подход. Каждая машина с наработкой, которую мы выкупили, проходит у нас диагностику. Мы меняем изношенные детали и узлы, масло и рабочие жидкости. Для каждой машины заводим оценочный лист, куда записываем все работы, выполненные с техникой перед продажей. С листом может ознакомиться покупатель.
Есть еще один способ узнать историю машины и условия ее эксплуатации. Техника Komatsu комплектуется системой удаленного мониторинга KOMTRAX. В ней хранится информация о наработке техники в моточасах, неполадках в отдельных узлах, расходе топлива, замене расходных материалов, сроках и типах технического обслуживания и ремонта.
Система позволяет узнать, в каких режимах работала машина, перегружалась она или нет, перегревался ли двигатель и прочее. Доступ к KOMTRAX может получить любой владелец техники Komatsu.
Мы обеспечиваем и юридическую чистоту сделки. Всю строительную технику с наработкой продаем на законных основаниях: она не находится в залоге, ввезена в страну по всем правилам. Предоставляем полный пакет документов – договор купли-продажи, ПСМ и свидетельство о регистрации с отметкой о снятии с учета.
Мы не даем гарантию на машины с наработкой, как это делаем для новой техники, но даем гарантию на отдельные ответственные узлы, например на двигатель и трансмиссию. Дальше техника должна проходить регулярное техническое обслуживание.
Наша схема продажи техники с наработкой:
- Покупатель из оценочного листа узнает о состоянии машины и проведенной предпродажной подготовке.
- Предоставляем все необходимые документы.
- Даем гарантию на отдельные узлы.
- Проводим регулярное техническое обслуживание строительной техники.
Это уже не лотерея, а взаимовыгодные деловые отношения. Спецтехника с наработкой, купленная у нас, имеет ресурс на 20–25 % ниже, чем новая, но и стоит она в 3–4 раза дешевле.
В качестве примера, подтверждающего надежность машин, приведем историю восстановления трубоукладчика Komatsu D355C-3 1986 года выпуска. На момент поступления на капитальный ремонт в 2016 году его наработка составляла 18 000 моточасов. Солидный показатель. Машина работала на севере Пермского края в сложных условиях в температурном диапазоне от −40 °С до +30 °С.
Мы разобрали трубоукладчик, провели дефектовку, отремонтировали и заменили узлы и детали. Отрегулировали машину, покрасили, испытали и отправили заказчику. В результате ресурс 30-летней машины был восстановлен на 80 % и она продолжила работать.
Нужно ли запасаться запчастями
При покупке машины с наработкой возникает еще несколько вопросов. Например, какие детали или узлы выходят из строя быстрее или чаще всего и нужно ли их покупать заранее?
Мы ведем статистику по отказам ходовой части, рабочего оборудования и топливной аппаратуры, чтобы иметь на складах необходимое количество запасных частей, но сказать точно, что понадобится в первую очередь в каждом конкретном случае, не можем. Слишком разные задачи и условия эксплуатации у машин.
Например, повышенная запыленность воздуха, частое применение гидробура или гидромолота, использование топлива с повышенным содержанием серы требуют более частой замены фильтрующих элементов и смазочных материалов.
Аналогичная ситуация с ходовой частью. Если машина работает на песчаном грунте, она изнашивается очень быстро, потому что песок, как абразив, стачивает прочную сталь. Ходовая часть той же машины на глинистом грунте проработает в два раза дольше.
Мы считаем, что запасаться деталями не стоит. Запчасти, которые могут понадобиться, (новые или с наработкой) всегда есть у нас на складе.
Можно или нет доверять запчастям с наработкой
Запчасти с наработкой дешевле новых, и это их преимущество. Вопрос, насколько они надежны?
Донором запчастей в этом случае выступает техника б/у Komatsu, которую наша компания выкупает у собственников. В нашем центре по ремонту узлов и агрегатов мы разбираем машины и оцениваем состояние деталей и узлов, потом меняем их или ремонтируем.
Часть деталей находится в хорошем состоянии. Это в первую очередь те, что не подвергаются механическому износу, а повреждаются вследствие аварий или коррозии. Например, баки, кабины, элементы облицовки или радиаторы системы охлаждения. Перед продажей их очищают от коррозии и наносят новое защитное покрытие.
Есть еще одна категория деталей – те, которые изначально имеют большой запас прочности и способны выдерживать высокие нагрузки. Они подходят для повторного использования – это толкающие брусья бульдозеров, рукояти, стрелы, рамы и прочее.
Оригинальные запчасти с наработкой экономически выгодно использовать для ремонта машин. Мы даем гарантию на них до 6 месяцев, а сложные агрегаты и узлы (насосы, редукторы или двигатели) перед покупкой можно установить на машину и опробовать.
О надежности оригинальных деталей и узлов Komatsu говорит такой пример. Приобретенная у нас техника эксплуатируется в тяжелых условиях на Гайском ГОКе. На практике выяснилось, что гидронасосы, гидромоторы и двигатели экскаваторов Komatsu РС750 до выхода из строя работают более 20 000 моточасов.
Дизельные двигатели экскаваторов Komatsu РС1250 показали похожий результат, а их гидронасосы работают еще дольше – до 30 000 моточасов. При этом нормативный срок службы спецтехники Komatsu этого класса до 60 000 моточасов или до 10 лет. По факту, при должном уходе она может работать еще дольше.
Дизельные двигатели экскаваторов Komatsu РС1250 показали похожий результат, а их гидронасосы работают еще дольше – до 30 000 моточасов. При этом нормативный срок службы спецтехники Komatsu этого класса до 60 000 моточасов или до 10 лет. По факту, при должном уходе она может работать еще дольше.
Сколько служит спецтехника Komatsu с наработкой
После капитального ремонта спецтехника Komatsu может служить еще 30 000–48 000 моточасов (цифра зависит от класса техники). Это очень большой показатель, и объясняется он в первую очередь высоким запасом прочности конструктивных элементов машин.
Например, толщина металла, используемого для рам или стрел машин, больше, чем у аналогичной техники других производителей. Это на 50–70 % повышает прочность на кручение конструктивных элементов. Свой вклад вносит и использование цельнолитых деталей вместо сборных или сварных. Например, оголовка или пяты стрелы строительной техники.
Нужно отметить еще один важный момент: компания-производитель не делает разницы в машинах для российского, европейского или американского рынков. Она не предлагает упрощенные или морально устаревшие модели и не уменьшает их цену за счет снижения ресурса.
Как продлить жизнь техники с наработкой
Чтобы техника с наработкой не простаивала в ремонтах, а работала, ее нужно своевременно и правильно обслуживать. Так, масло и масляный фильтр менять каждые 250 моточасов.
Если использовать дешевое и не предусмотренное руководством по эксплуатации машин моторное масло, закоксовываются поршневые кольца и на стенках цилиндров появляется нагар. В худшем случае, если масло разложится на фракции и утратит смазывающие свойства, – двигатель заклинит.
Уровень масла в двигателе тоже нужно контролировать. При низком уровне увеличивается нагрузка на газораспределительный механизм и турбокомпрессор и двигатель может перегреться.
Мы провели тестирование и выяснили, что интервал замены масла и масляного фильтра может быть увеличен до 500 моточасов при использовании смазочных материалов Total:
- моторных масел Total Rubia Works 1000 15W-40, Total TP Max10W-40, Total TP Star Max FE 10W-30;
- трансмиссионно-гидравлических масел Total Dynatrans AC 10W, Total Dynatrans AC 30, Total Dynatrans AC 50;
- гидравлических масел Total Equivis ZS и Total Equivis XLT.
Что зависит от оператора
Перед началом работы и после окончания смены нужно осматривать технику, проверять комплектность, уровень рабочих жидкостей и отсутствие утечек.
Наиболее распространенные и опасные для техники неисправности, которые должны своевременно выявлять операторы:
- Нагрев масла и двигателя выше 90 °С. Если перегрев будет небольшим (до 110–115 °С), но регулярным, двигатель вместо стандартного ресурса в 18 000 моточасов отходит не больше 16 000.
- Утечка масла. При недостаточном уровне масла усиливается трение в местах контакта металла с металлом, повышается температура, масло окисляется и теряет вязкость. Это приведет к разрушению двигателя.
- Перегрев картерных и выхлопных газов. Сигналы об этом подаст система самодиагностики, и их нельзя игнорировать. Если температура выхлопных газов поднимается до 1 000 °С, значит, пришло время менять топливные форсунки. А если этого не сделать, то прогорит поршневая группа и ее придется менять, что значительно дороже.
Важен и режим эксплуатации. Например, экскаватор на гусеничном ходу должен работать не более 20–30 минут. После этого нужно остановиться. Такой режим не даст перегреваться узлам и агрегатам ходовой части. Если его не придерживаться, выйдут из строя бортовые редукторы или появятся течи масла по уплотнителям катков.
Как делать ТО спецтехники
У нас есть график проведения ТО и перечень выполняемых работ. Периодичность их проведения может быть 250 или 500 моточасов. Когда делать ТО строительной техники, зависит от ее вида и условий эксплуатации.
Техническое обслуживание проводят наши специалисты, которые выезжают к месту дислокации машины. Никаких отличий в ТО новой техники и техники с наработкой нет: интервалы работ и их объемы одинаковы. Разница только в оплате услуг.
Для новой техники, которая находится на гарантии, плановое техобслуживание бесплатно. Машины с наработкой на гарантию не ставятся (за исключением отдельных узлов, о чем говорилось выше), поэтому в смету включают не только стоимость расходных материалов, но и затраты на выезд сервисного инженера.
Мы можем проводить сервисное обслуживание и ТО не только для техники, купленной у нас, но и для сторонних машин Komatsu. В этом случае наши специалисты проводят диагностику, чтобы оценить состояние машин.
По результатам диагностики, возможно, понадобится ремонт или замена деталей и узлов. Если это нельзя сделать на месте, машину придется доставить в наш цех полнокомплектного ремонта.
После чего собственник техники заключает с нашей компанией договор на сервисное обслуживание и проведение ТО (сервисный контракт).
Что делать в случае поломки
Техника Komatsu надежная, но порой машины эксплуатируются в удаленных районах в круглосуточном режиме и выходят из строя.
В случае поломки строительной техники нужно позвонить нам и сообщить о поломке. После этого составить заявку (в сервисном контракте есть ее форма). Наш сервисный инженер свяжется с оператором машины, чтобы получить более подробную информацию.
Это очень важный момент, потому что, как показывает практика, некоторые неисправности можно устранить удаленно. Например, оператор может включить экорежим, забыть об этом и попытаться задать машине максимальную нагрузку, отчего она встанет. Такая проблема решается просто и быстро.
Получив информацию от оператора, сервисный инженер подключается к системе удаленного мониторинга KOMTRAX и сопоставляет информацию с данными системы. Если для устранения неисправности нужно ремонтировать или менять отдельные узлы и детали, собственник делает заказ и наш работник сразу подбирает их на складе.
Если удаленно нельзя определить вид поломки, проводят диагностику техники на месте. В наших сервисных автомобилях есть специальные инструменты для диагностики гидронасосов, гидромоторов и гидравлики в целом, дефектоскопы, монтажные инструменты, мобильные маслостанции.
При оформлении заявки в первой половине дня сервисный инженер приедет в этот же день. На вечерние вызовы наши специалисты выезжают утром следующего дня. Ремонтные работы по возможности выполняем на месте.
Если это невозможно, собственник техники доставляет ее в цех полнокомплектного ремонта. Исключение составляют случаи, когда не по вине собственника ломается узел, на который мы дали гарантию. Тогда доставку мы берем на себя.
Стоит ли ремонтировать строительную технику своими силами
У собственника машины всегда есть выбор: обслуживать ее самостоятельно или у официального дистрибьютора.
В качестве примера приведем два случая.
В одной из компаний решили самостоятельно поменять задние колеса самосвала Komatsu HD785-7. На первый взгляд, простая задача, но есть одна тонкость: после установки колес болты нужно затягивать с определенным усилием, а динамометрического ключа у механиков компании не было. В результате во время работы самосвала болты раскрутились и повредили посадочные места бортового редуктора. После этого компания обратилась к нам, но стоимость ремонта составила уже $ 80 000.
В другом случае собственник экскаватора Komatsu РС200 решил сделать капитальный ремонт двигателя в сторонней организации, потому что это оказалось на 20 % дешевле, чем у дистрибьютора. Ремонтировали 8 недель, и после этого двигатель проработал всего неделю. Последующий ремонт проводили уже мы. Поломка оказалось настолько серьезной, что исправляли ее больше трех месяцев. Вот такая получилась экономия.
Так что, выбирайте, где выгоднее.
Заключение
Решение, какую технику приобретать – новую или с наработкой – принимает, конечно, заказчик. Со своей стороны, мы хотим подчеркнуть, что машины Komatsu отлично проявили себя в обоих вариантах. Главное – правильно и вовремя их обслуживать.