Статьи
18.07.2019

Как курсы обучения операторов влияют на производительность и стоимость эксплуатации техники Komatsu

обучение операторов komatsu

Оператор бульдозера Komatsu D155 допустил выход пальца, который держит в центре укосины отвала. Итог — выломано ухо силового центрального кронштейна. Отвал сняли и привезли на базу в 250 км от участка. Детали такой нигде и ни у кого не оказалось, потому что так повредить оборудование надо было очень постараться. Итог поисков: эта деталь — часть блока весом 150 кг, блок делается под заказ на заводе в Японии. Цена — 450 тыс. рублей…

Наверное, многие владельцы и руководители компаний сталкивались с ситуацией, когда, казалось бы, на ровном месте и без особой причины случаются самые нелепые ошибки в эксплуатации техники. Итог — долгие простои, дорогие замены. И большая нагрузка на остальную технику и операторов этой смены — план надо выполнять, несмотря на временные потери в парке.

Причин таких ошибок много: операторы не читают инструкцию по эксплуатации или даже не знают, как обращаться с некоторыми органами управления (звучит абсурдно, но это частый случай), только что пересели с одного типа техники на другой, с иными схемами управления. Или просто у них мало опыта.

Именно поэтому Komatsu через представительства в разных странах и сеть дистрибьюторов проводит курсы безопасного обращения с индустриальной техникой и повышения производительности труда операторов.

Для чего нужны эти курсы?

Цель обучения — повысить производительность труда и снизить стоимость эксплуатации машин. Здесь нужно отдельно разобраться, что стоит за составляющими этой формулы: как именно улучшить производительность и за счет чего снижается стоимость владения техникой.

Повысить производительность

Во-первых, речь идет о скорости и точности выполнения базовых операций с техникой. Например, для машинистов экскаватора инструкторы объясняют на практике повседневные методы эксплуатации: как и зачем уменьшать угол погрузки самосвала, как эффективнее всего совмещать операции, как удобнее и как безопасно полностью загружать ковш и тем самым сокращать время погрузки самосвала и цикл работы всей техники в производственной цепочке.

Аналогично для водителей самосвалов. Инструкторам часто приходится объяснять, как использовать конструктивные преимущества шарнирно-сочлененных самосвалов: каким способом экономно двигаться на слабонесущих грунтах, почему и за счет чего можно не терять скорость (и время перевозки) на подъемах и поворотах. Для всех типов самосвалов актуальны пояснения инструкторов, для чего понижать обороты двигателя при разгрузке. Ведь часто непонимание и ошибки операторов возникают из-за того, что они вроде бы знают, что нужно делать (об этом много где говорится), но не понимают, для чего и почему.

Во-вторых, инструкторы объясняют нюансы эксплуатации конкретных моделей техники, на которых работают операторы.

В инструкциях по эксплуатации техники описаны многие правила, как с ней обращаться. Но в силу различных причин операторы редко читают или всерьез изучают эти книги. Кроме того, не все нюансы можно описать в одной инструкции, а многие типичные ошибки пользователей случаются из-за привычки работать на принципиально иных типах техники.

Например, при работе на фронтальном погрузчике Komatsu оператор должен отключать трансмиссию при погрузке самосвала, чтобы эффективнее работал насос и при этом не тратилась энергия на коробку передач. Без особых объяснений, что нужно сделать и почему, оператор не может интуитивно понять, что происходит и для чего это нужно, — ему не заметить видимых эффектов этого действия. Также функция блокировки гидротрансформатора: она нужна, чтобы машина без нагрузки быстрее преодолевала расстояния и меньше тратила при этом топлива. Без дополнительных инструкций водителю погрузчика тоже не очевидно, что это за прием и чем он полезен.

В-третьих, операторы учатся адекватно использовать режимы работы их машин. По словам инструкторов, которые регулярно обучают операторов и разбирают их ошибки, многие операторы не знают все органы управления техники, на которой работают, и не понимают, для чего нужно использовать тот или иной режим. Частый случай — жалобы механикам, что машина «не тянет» под нагрузкой. А всего лишь оператор не заметил, что включен экономичный режим.

Сейчас многие модели техники Komatsu используют автоматику и электронно-управляемые системы. И были случаи, когда незнакомые с новым подходом механики вводили в заблуждение незнакомых с «умной» техникой операторов. Например, одна из золотодобывающих компаний на Колыме закупила партию новых бульдозеров Komatsu D375A-6 с автоматической коробкой передач. На машинах предыдущих поколений оператор сам выбирал оптимальный режим работы. Но шестая модель эффективнее всего работает на автомате — оператору лишь нужно задать правильный режим по условиям работы. В итоге оказалось, что на одном из приисков механик озадачил машинистов: работать только в ручном режиме, потому что якобы передачи будут прыгать и коробка быстро сломается, так как машина большая и тяжелая. Ни механику, ни операторам не пришло в голову, что автоматический режим предусмотрен производителем, а значит, это и есть штатное и оптимальное использование возможностей новой техники. Естественно, что до вмешательства инструкторов новые бульдозеры работали на участке совсем не так эффективно, как могли бы.

Часто непонимание и ошибки операторов возникают из-за того, что они прочитали, что нужно делать, но не понимают, для чего и почему
Результат обучения и пояснений на практике: сокращается скорость погрузки, повышается эффективность работы бульдозера или пары экскаватор-самосвал (погрузчик-самосвал), экономится топливо. Если на строительном проекте задействован большой парк техники, то сумма сэкономленных всеми операторами времени и ресурсов сокращает срок выполнения проекта. Задача определенной стоимости выполнена за меньший срок, а значит, повышается ценность каждого мото-часа. Еще заметнее это в горном деле, где штаты и парки велики, от скорости работы и квалификации персонала зависит выполнение месячного и годового плана выработки, а значит, и доходы предприятия.

Снизить стоимость эксплуатации

Стоимость владения техникой напрямую зависит от качества ее эксплуатации операторами. Помимо экономии топлива, правильного использования разных режимов, важно, чтобы действия оператора не приводили (хорошо, как можно реже приводили) к поломкам и простоям.

Пример

Водитель пересаживается с самосвала с электрическим приводом на «механику». Он привык использовать педаль динамического тормоза. И на «механической» машине он по привычке на склоне подтормаживает машину ножным тормозом вместо рычага-ретарда. Естественно, колодки перегреваются и быстрее выходят из строя. Задача инструктора, который сначала дал теорию, а потом поехал с водителем в рейс, — объяснить принципы управления так, чтобы оператор научился правильно оценивать склон, заранее и правильным способом снижать скорость, чтобы тормозная система самосвала справлялась.

Современная техника Komatsu оснащена системами самодиагностики, например EMMS. Но слишком часто, когда сервисные специалисты приезжают и смотрят данные систем мониторинга, они видят, что аварийной остановке предшествовали порой десятки предупреждений «умных» систем, которые оператор проигнорировал. А следом — оповещения о неисправностях, и оператор не знает, как на них реагировать.

На курсах инструкторы «Комацу СНГ» и дистрибьюторы техники на практике объясняют, как ориентироваться в сигналах системы, что означают пиктограммы ошибок на мониторе в кабине, дают алгоритмы, что делать в случае определенных оповещений EMMS, после каких сигналов оператор должен немедленно остановить машину, заглушить двигатель и связаться с механиками и после каких оповещений можно продолжать работу, но после определенных действий (слить воду из отстойника топливной системы и т. д.).

Инструкторы дают систему ориентиров: как правильно интерпретировать поведение, отклик машины и ее агрегатов, как правильно реагировать в нужный момент

Когда оператор знает, как и что происходит с его машиной и что произойдет, если он будет неправильно что-то делать, этим он не только наращивает производительность (что сказывается на его зарплате и на доходах всего предприятия). Самое главное, что так оператор увеличивает срок службы машины до ближайшего капитального ремонта и общий срок жизни техники в парке этого предприятия.

Как проводятся курсы для операторов

Инструкторы работают с операторами компаний-клиентов и частными владельцами техники Komatsu в двух режимах.

  • Операторы приезжают в Учебный центр «Комацу СНГ» в Ярославле, который действует на базе завода ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус». Здесь за рабочую неделю операторы изучают теоретическую часть (а многие впервые держат в руках книгу об эксплуатации своей техники), а затем на практике на полигоне центра отрабатывают полученные инструкции.
  • Инструкторы приезжают на предприятия и после вводной части индивидуально с каждым оператором отправляются на его рабочий участок. Наблюдают за повседневной работой, изучают и систематизируют его ошибки, объясняют, как их исправить.

P. S.

В истории выше мы не раз упоминали, что операторы часто не знакомы с базовой инструкцией по эксплуатации своей техники. Как выяснили тренеры Komatsu после работы на многих предприятиях, многие механики попросту отбирают и запирают под замок книги, которые, по замыслу производителя, всегда должны лежать в каждой машине Komatsu. Между тем большинства ошибок в эксплуатации, которые вызывают дорогие ремонты и долгие простои техники, можно избежать, если всего лишь внимательно следовать советам из этой книги. А если инструкций от производителя окажется недостаточно, тренеры Komatsu всегда могут объяснить не только что надо и как правильно делать, но и для чего это нужно.

Чтобы уточнить все детали по организации обучения, пожалуйста, обращайтесь по тел. 8 800 2000 210