Как избежать воровства спецтехники на стройплощадке?
Слив топлива, кража запчастей, угон спецтехники — как защититься владельцу
В США ежегодно похищают строительную технику на сумму от 300 миллионов до 1 миллиарда долларов. В России такой статистики не ведется в силу различных причин, но если сравнивать масштабы отраслей, то для наших реалий эту цифру можно разделить на четыре. Но в некоторые периоды начинается эпидемия угонов. Во время подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года только в Москве в сутки угоняли до десяти единиц самосвалов, бетономешалок, крановой техники и экскаваторов. И это только речь о крупных происшествиях, когда похищают дорогостоящую спецтехнику. Мелкие хищения, когда сотрудники утаивают запчасти и расходники, сливают топливо, — к сожалению, это повседневность многих и многих строительных компаний.
Расскажем о некоторых способах:
- как выявить и предотвратить воровство на стройплощадке;
- как защитить от угона ценную спецтехнику.
Мелкие хищения (топливо, расходники, запчасти)
Поставьте видеокамеры
Установите видеокамеры на стройплощадке. Например, на осветительные мачты. Разместите камеры, чтобы они не только перекрывали всю территорию, где работает и готовится к смене техника, но и так, чтобы они были видны всем сотрудникам.
Это способ предотвратить противоправные действия: когда склонный к воровству сотрудник знает, что его легко вычислят, пусть даже спустя некоторое время после его действий, это останавливает. Это замечательный отрезвляющий момент. На некоторых предприятиях камеры даже не подключают, зато всех сотрудников в письменном виде извещают о том, что вводится видеонаблюдение. И это работает.
Но видеокамеры — средство оздоровления коллектива, защита от стихийных «несунов» и вредителей. И от тех действий, которые явно можно считать на записи. Когда речь идет про обслуживание спецтехники, здесь злоумышленники часто используют методы, которые не распознать через видеонаблюдение.
Контролируйте техобслуживание
Один самых распространенных способов хищения — фиктивное техобслуживание. Предприятие закупает масла и фильтры, механики их получают, расписываются о своевременных заменах, но по факту ничего не делают, а материалы перепродают на сторону. Когда на предприятии используется надежная техника проверенных брендов, тем более новая техника, которая часто способна выдержать даже столь варварское обращение, такие хищения долго остаются без последствий.
Как контролировать? Есть два способа: визуальный осмотр техники и контроль ТО через систему мониторинга.
1. Осматривайте узлы и агрегаты техники
Сервисные инженеры КОМЕК иногда наблюдают такую картину: приезжают к аварийно вставшей технике, смотрят, а она еще ни разу не обслуживалась. По бумагам масло регулярно покупалось и заливалось, а на самой машине ни разу пробка слива масла не откручивалась. Все в заводских маркировках, даже краска не поцарапана. И где сотни литров масла? Естественно, владелец первым узнает о таких нестыковках, начинает внутреннее расследование, и виновных находят. Но ущерб уже причинен: деньги на расходники потрачены, технику довели до аварийного состояния (а это опять расходы — на простой и ремонт). Это можно предотвратить, если специалисты предприятия сами будут регулярно осматривать технику, искать очевидные следы замен.
2. Смотрите отчеты системы мониторинга
Контролируйте сроки техобслуживания и сами операции с техникой через современные системы мониторинга. Для техники Komatsu это система KOMTRAX, которая с 2012 года по умолчанию установлена на всех типах спецтехники (кроме малой механизации). Среди ее функций есть и такая: она предупреждает о сроках техобслуживания, что именно и когда нужно заменить. И были ли на деле произведены замены. Владельцы техники и руководители работ могут отслеживать это удаленно, на своих смартфонах или рабочих компьютерах.
На технике Komatsu последнего поколения есть дополнительная возможность контроля: KOMTRAX не позволяет заявить о фиктивной неисправности, получить под нее дорогие запчасти и сделать вид, что установил их. Критические неполадки в работе машины регистрируются системой. В KOMTRAX сохраняются сначала оповещения о нештатной работе, потом записи о неисправностях. Так что потенциальным злоумышленникам не остается свободы маневра.
Контролируйте расход топлива
Если между данными KOMTRAX о расходе топлива и цифрами бухгалтерии о поставках разница больше 10 % — начинайте расследование
Хищения топлива — бич владельцев спецтехники в любой отрасли: в строительной, горной, лесной. Здесь на помощь приходит технический прогресс: современные системы мониторинга снижают издержки и дисциплинируют персонал. Komatsu комплектует новые модели техники системой электронного впрыска Common Rail, а это означает, что система мониторинга KOMTRAX (для лесозаготовительной техники — система MaxiFleet) регистрирует, сколько топлива поступило в двигатель. Можно составить отчет расхода топлива за смену, месяц, сезон или год. Система сохраняет все данные на мониторе в кабине и на сервере в Японии, так что эту статистику никак не подделать.
Когда получили отчет за определенный период — сопоставьте его с данными бухгалтерии. Сколько машина израсходовала топлива по данным KOMTRAX, и сколько указано тонн в накладных от поставщиков. Результаты могут вас удивить.
Если расхождение в цифрах больше 10 % (больше погрешности мониторинга) — это основание для внутреннего расследования: либо у техники неисправна система подачи топлива двигателя, либо причина «утечки» топлива в поведении персонала.
Крупные хищения (угон спецтехники)
1. Отследить
Чтобы отследить, что происходит с вашей техникой, вновь помогает телеметрия.
Во-первых, система KOMTRAX оповещает, если техника внезапно оказалась там, где ее не должно быть. Это функция Geo-fencing. На смартфоне или в приложении для десктопа указываете границы области, где должны работать (или «ночевать», стоять на консервации, ремонте и т. д.) ваши машины. Как только техника пересекает виртуальную границу этой области, вы получаете сигнал. Это дает возможность оперативно отреагировать — вплоть до того, чтобы найти машину «по горячим следам».
Во-вторых, сама по себе система позиционирования. Она позволяет отследить, где в данный момент находится техника — даже если она уже в соседнем регионе.
Эти методы больше актуальны для мобильной колесной техники, например, для экскаваторов-погрузчиков. Чтобы угнать такую машину, нужен всего один человек и не нужна дополнительная техника (тралы и проч.). Поэтому именно на колесные погрузчики и экскаваторы-погрузчики приходится большая часть спонтанных угонов, и во многих случаях действуют, скажем так, не слишком профессиональные злоумышленники. Такие граждане могут даже не подозревать, что на коммунальной технике стоит система мониторинга. В этом случае отследить, найти и вернуть похищенную машину — выполнимая задача.
Но когда готовится хищение гусеничной техники стоимостью до миллиона долларов, когда похитители — организованная группа со своими тралами, это уже не любители. И про телеметрию они обычно в курсе, и запасаются глушилками сигнала GPRS. Но и здесь есть выход для владельцев. В этих случаях есть возможность предотвратить хищение или не дать похитителям воспользоваться украденным.
На руку похитителям играет рассеянность руководителей и владельцев техники. Показателен случай, когда полиция не смогла даже возбудить уголовное дело о хищении трех вибротрамбовок: директор предприятия не смог найти документы о том, что он вообще их когда-либо покупал.
2. Предотвратить
В деле борьбы с угонами одна из ключевых функций KOMTRAX — сделать так, чтобы подобных случаев не было. Система максимально усложняет жизнь похитителей, чтобы они не могли безнаказанно воспользоваться краденой техникой. Например, снижает рентабельность угона, усложняет саму процедуру. В результате даже опытные злоумышленники выбирают целью технику другого производителя, где нет защитных систем. Как это сделано?
В технике последнего поколения управление двигателем можно запрограммировать на запуск по паролю (по умолчанию эта функция не активна). Пароль задается через KOMTRAX и его невозможно обойти без полной замены монитора и контроллера двигателя. Эта функция доступна для экскаваторов восьмой серии (PC200-8M0, PC210NLC-8, PC300LC-8MO, PC300LC-8M0 SE) и для последних моделей бульдозеров (например, D65EX-16).
Если даже похитители используют глушилку сигнала GPRS, они все равно ее выключат — когда решат, что оказались в безопасности. Тем временем владелец (или дистрибьютор техники, к которому обратился владелец за помощью) удаленно через KOMTRAX блокирует двигатель. Как только машина появляется в сети, блокировка срабатывает. И похитители, которые уже потирали руки и готовились перепродать технику, обнаруживают, что не могут ее запустить. И это просто так не лечится: теперь им либо придется потратиться на дорогостоящую замену контроллера двигателя, либо продать машину на запчасти. Рентабельность кражи стремительно снижается, а значит, снижается и интерес к похищению современной техники Komatsu.
А еще, раз машина появилась в сети, значит владельцу стали известны ее координаты. И можно найти технику своими силами, с помощью службы безопасности предприятия или при поддержке полиции.
Таким образом, современная техника с «умными системами» и продвинутой телеметрией — сама по себе страховка от хищений.
Совершенно не случайно большая часть угонов приходится на отечественную или китайскую технику, которая не оборудована системами мониторинга, не имеет возможности дистанционной блокировки и других защитных функций.
P. S.:
По американской статистике, о которой мы упоминали в начале статьи, похитители предпочитают новые машины, выпущенные в последние 2–4 года. При этом спецтехника от лидеров рынка занимает последние строчки антирейтингов угона. Именно за счет того, что можно назвать «системой пассивной безопасности», которой оснащена техника последнего поколения.
Отправьте заявку, чтобы получить данные KOMTRAX о вашей технике Komatsu: KOMTRAX@komek.ru
*для машин, выпущенных после 2012 года
Статья про KOMTRAX: Как использовать систему мониторинга KOMTRAX, чтобы снизить себестоимость продукции