Экскаватор-погрузчик. Опыт владения
Городской универсал для частного предпринимателя
Советы, как выбрать экскаватор-погрузчик б/у и новый
Экскаватор-погрузчик — гибридная техника, чьи внешний вид, конструкция, мощность, возможности обусловлены ее задачами. Это универсальный инструмент для работы в городе, во дворах со стихийной парковкой, в парках и на улицах, в тесноте садовых участков, в деревне даже весной, когда из-за распутицы передвигаться по участку удается лишь на ковше. Легкий экскаватор, легкий погрузчик, порой легкий трубоукладчик, иногда даже вилочный погрузчик (с дополнительным оборудованием). Небольшая (в сравнении с более мощной узкоспециализированной техникой) цена новых машин, разнообразие и широкая доступность расходников, навесного оборудования и комплектующих, а отсюда невысокая стоимость техобслуживания. Результат — экскаватор-погрузчик стал, наверное, самым популярным типом техники у частных владельцев.
Многофункциональность. Маневренность. Мобильность
То, где именно используется экскаватор-погрузчик, определяет его достоинства и недостатки в линейке спецтехники. В городе на задачах благоустройства и обслуживания инфраструктуры почти нет места специализированной и мощной индустриальной технике: ей негде развернуться в тесных дворах, ее гусеницы повреждают асфальт на улицах и тем более избыточна ее производительность. А маленький и изворотливый экскаватор-погрузчик способен выкопать траншею для ремонта водопровода и заодно поработать при этом в роли трубоукладчика — его универсальный ковш может использоваться как трубозахват. Может гидромолотом аккуратно выдолбить небольшой участок возле тротуара (не задев его), выкопать и закопать, предварительно разровняв. Очистить и погрузить снег во дворе и на улице — задач для него в городе миллион. И при этом он мобилен. В городе он может своим ходом и быстро проехать с десяток километров до объекта, не встать после перегона на ремонт ходовой и не лишиться при этом гарантии (в отличие от тяжелой гусеничной техники).
В своей родной среде — город, дачный участок, село — экскаватор-погрузчик выигрывает по стоимости работ (1300–1500 руб/ч у ЭП, тогда как стоимость работы экскаватора, например Komatsu PC200, начинается с 2000 руб/ч). Выигрывает у экскаваторов и фронтальных погрузчиков по стоимости содержания: расход топлива и затраты на ТО у него значительно меньше, чем у тяжелой техники.
Но его главные достоинства — многофункциональность, маневренность и мобильность — это одновременно и его недостатки. Он сочетает множество функций, но в каждой из них менее производителен, чем специализированная техника. Поэтому, если на объекте ожидается большой объем работ, более вероятно, что заказчики привлекут технику среднего класса, как PC200 или PC300, а не коммунальные машины. По сочетанию производительности и цены в этом случае будет выгоднее нанять на неделю экскаватор, чем на месяц экскаватор-погрузчик.
Инструмент мастеров-одиночек
Многофункциональность экскаватора погрузчика, его постоянная востребованность на локальных задачах в городе и пригороде и относительно невысокая стоимость владения этой техникой определили тип владения ей. До 2014 года больше 50 % владельцев ЭП были частными предпринимателями. За последние 4 года баланс качнулся в пользу коммунальных и строительных компаний, но все равно в этом сегменте индустриальной техники сохраняется самый высокий процент частных владельцев.
Владелец и оператор экскаватора-погрузчика Komatsu WB93S-5 дает видеоурок осторожного обращения с техникой.
При этом оператор экскаватора-погрузчика оказывается самым разносторонним специалистом, фактически самым образованным среди операторов. Потому что для управления ЭП требуются удостоверения и допуски тракториста-машиниста, водителя погрузчика и машиниста экскаватора. Чтобы работать на экскаваторе-погрузчике, оператор должен пройти три базовых курса. И это не считая самостоятельного обучения при освоении моделей разных производителей.
Как выбрать экскаватор-погрузчик?
Купить новую технику
- Найдите официального дистрибьютора в вашем городе и регионе. От того, как далеко от вас расположены офисы, рембаза и склады поставщика техники, часто зависят ваши расходы на простой в ожидании вердикта сервисных инженеров или доставки запчастей. Если дистрибьютор в другом городе и тем более в другом регионе или он не имеет собственной ремонтной базы, в особо сложных случаях это может означать дополнительные расходы владельца на транспортировку аварийной машины.
- Изучите цены на запчасти и расходники к экскаваторам-погрузчикам, определитесь, где и у кого вы будете приобретать их. Здесь важны номенклатура запчастей на складе и надежность поставщика, чтобы получать именно то, что вы выбрали, а не контрафакт.
- Определитесь с моделью, на которой будете работать. Komatsu поставляет на российский рынок три модели экскаваторов-погрузчиков: Komatsu WB93R-5, Komatsu WB93S-5, Komatsu WB97S-5.
- Модификации WB93R-5 и WB93S-5 отличаются лишь диаметром колесных пар. У WB93S-5 передние и задние колеса одинакового диаметра и есть крабовый ход, что повышает проходимость техники. У WB93R-5 диаметр передней пары колес меньше и ниже цена. Ключевые отличия между моделями WB93 и WB97 мы свели в таблицу ниже.
Полуавтоматическая коробка передач, только ручное переключение. |
Автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения. |
Управление задним рабочим оборудованием — на механических рычагах. |
Управление задним рабочим оборудованием — через джойстик. Гидравлический привод управления распределителем. |
Стандартная выдвижная рукоять заднего ковша. |
Удлиненная выдвижная рукоять заднего ковша, большая глубина копания. |
Купить экскаватор-погрузчик б/у
Первым делом спросите себя еще раз: вам точно нужна коммунальная техника с наработкой? Исходите от ваших задач:
- если вы знаете, что машина не будет постоянно загружена, то есть будет окупаться дольше, чем при интенсивной и регулярной работе, то да, это выход;
- если речь о желании сэкономить, то вот повод задуматься.
Экскаватор-погрузчик Komatsu с наработкой может стоить, например, 3 млн рублей (6 млн рублей — цена нового). Но часто это означает, что до половины сэкономленной суммы может уйти на подготовку машины после покупки. И он в целом будет требовать больше внимания и расходов на обслуживание, чем новый ЭП. А при следующей продаже (хотя бы через год) он уже будет стоить, например, не 3, а 2,5 млн рублей, ведь техника теряет в цене не только с наработкой, но и с возрастом, даже если просто хранится на консервации. Тогда как новый экскаватор-погрузчик требует меньше вложений, быстрее окупается при постоянной загрузке и его будет легче в дальнейшем продать, дополнительно заработав на остаточной стоимости.
Если у вас в приоритете однозначно приобретение техники с наработкой, приведем несколько советов, которые помогут сориентироваться при выборе экскаватора-погрузчика на вторичном рынке.
1. Проверьте продавца и документы на технику
- Если продавец — компания, то есть юрлицо, обратите внимание на статус компании, срок работы на рынке, есть ли официальный сайт, как он оформлен и выложены ли там сертификаты и другие документы.
- Изучите ПСМ (паспорт самоходной машины) экскаватора-погрузчика. Он не должен быть дубликатом. Особенно должны настораживать предложения техники, которая заявлена новой, с небольшой наработкой, но при копии паспорта техсредства.
- Сверьте номера узлов в ПСМ и на технике: на двигателе, мостах, раме. Ошибки, несовпадения могут вызвать проблемы при постановке техники на учет.
- Проверьте, совпадают ли ФИО продавца техники с ФИО владельца в ПСМ.
- Внесите в договор купли-продажи условие о возмещении продавцом стоимости техники на случай, если она окажется в залоге.
- Проверьте дату в договоре купли-продажи: она должна совпадать с датой смены собственника, указанной в ПСМ.
2. Проверьте техническое состояние самого экскаватора-погрузчика
- Проверьте наработку. Средний «стаж» ЭП — около 1500 мото-часов в год. Соответственно, у машины 2008 года вряд ли будет меньше 15 000 — 20 000 мото-часов наработки. Если счетчик показывает меньше, есть способ проверить достоверность данных:
- экскаваторы-погрузчики Komatsu оснащены системой мониторинга KOMTRAX Step-1. Данные хранятся не только на мониторе в кабине, но и на сервере, куда они отправляются автоматически и где недоступны для стороннего вмешательства. Если есть сомнения в реальной наработке техники, можно обратиться вместе с продавцом к дистрибьютору Komatsu и запросить выгрузку данных с сервера. Как мы уже не раз упоминали, владелец не обязан разрешать доступ к данным своей машины, но отказ — повод усомниться в техническом состоянии его экскаватора-погрузчика.
- Проверьте двигатель:
- сначала внешний вид. Болты головки блока и ТНВД должны сохранять следы заводской краски. Если краска сорвана, это может указывать на то, что двигатель пережил серьезный ремонт или другого рода стороннее вмешательство. И наоборот, если на машине с наработкой многие шланги «родные», краска на крепеже двигателя без царапин, это может быть признаком грамотной эксплуатации и ухода, без перегрева и экстремальных нагрузок;
- двигатель должен без проблем заводиться «на холодную» и работать без дыма и посторонних звуков. Часто продавцы стараются прогреть технику перед приходом потенциального покупателя — это маскирует многие недостатки в работе ДВС и гидравлики.
- Проверьте работу гидравлики:
- гидравлический насос должен работать ровно, без рывков и посторонних звуков как под нагрузкой, так и без нагрузки;
- замерьте давление в гидросистеме. Возьмите с собой гидравлический тестер.
- Проверьте уровень всех жидкостей в двигателе, коробке передач, мостах, бортовых.
- Заведите ЭП, прогрейте двигатель и гидравлику и посмотрите, есть ли где-либо потеки масла, топлива и антифриза.
- Проверьте РВД на наличие трещин и потертостей.
- Изучите рабочее оборудование и все сочленения, например места соединения телескопа с ковшом: есть ли люфты, следы износа.
- В кабине во время работы не должны загораться никакие предупредительные лампочки.
- Наконец, проверьте комплектность: все ли на месте? Новая резина и ковш, которые предлагает продавец в подарок, могут быть бонусом, а могут быть приемом, чтобы ослабить бдительность покупателя.
И последний совет по покупке экскаватора-погрузчика с наработкой: чтобы избежать рисков частных сделок на вторичном рынке, обратитесь к официальному дилеру. Во время предпродажной подготовки техники сервисные специалисты полностью изучают ее и ремонтируют. В результате покупатель получает полную картину работоспособности машины в виде дефектовочной ведомости, в которой описаны даже царапины на стекле. А если техника ремонтировалась перед продажей, то на нее распространяется дополнительная гарантия сервисного центра.