Дорожные фрезы: назначение и критерии выбора
Дорожные фрезы применяются для рыхления, измельчения и снятия слоя грунта во время строительства дорог, срезания асфальтобетонного или бетонного покрытия при полной его замене, частичном или ямочном ремонте, в том числе в труднодоступных местах вокруг канализационных люков и возле бордюров.
Подход к выбору моделей дорожных фрез
Дорожная фреза имеет ряд важных технических параметров:
- ширина барабана;
- ширина фрезерования;
- глубина обработки;
- число резцов;
- производительность;
- мощность мотора и мощность, сообщаемая резцам – и т.д.
При выборе дорожной фрезы необходимо учитывать все параметры, но за основу рекомендуем взять ширину фрезерования.
Почему ширина фрезерования имеет принципиальное значение?
В зависимости от ширины проезжей части и методов ремонта трассы применяются дорожные фрезы с шириной фрезерования 500–2200 мм. Для дорог категории «А» с шестью полосами в одну сторону и столько же в обратном направлении движения полная замена покрытия предполагает большое число проходов дорожной фрезы. Чтобы уменьшить число проходов и увеличить объем снимаемого за раз асфальта, применяются дорожные фрезы Bomag с шириной фрезерования 2000 мм.
В свою очередь для ямочного ремонта городских улиц и внутриквартальных дорог с большим числом канализационных люков удобней использовать фрезу шириной 500 мм, которой проще обойти люки, и срезать асфальт.
В России ширина дорог кратна 1300 мм, наиболее распространенная ширина фрезерования покрытия во время его ремонта или замены составляет соответственно 1300 мм. Исходя из этого параметра дорожная фреза Bomag, которая за один проход снимает асфальтовое покрытие шириной в 1300 мм, является наиболее универсальным и практичным решением для обустройства большого числа трас и дорог.
При полной замене дорожного покрытия глубина среза составляет 150–200 мм и более. В ходе работы фреза доходит до щебеночного слоя – срезается не только слой износа, но также связующий и несущий слои. Экономически более целесообразен метод, когда снимается только верхний слой (слой износа), подвергшийся механическому воздействию, а также воздействию температуры, ультрафиолета, растворителей.
Фрезерование асфальта по всей ширине дороги требуется не всегда: при плотном автомобильном потоке на трассах образовывается колея глубиной 30–70 мм и более. В ней скапливается влага, которая в морозы замерзает, что может разрушить асфальт. Проходом фрезы снимается часть асфальтобетона на глубину выработки, после чего укладывается новый слой асфальта.
Именно поэтому не стоит выбирать подходящую фрезу из «общих соображений» – желательно использовать индивидуальный подход к выбору оборудования, учитывая не только ширину фрезерования, но и другие параметры.
Использование срезанного асфальта
Срезанный в результате ремонта асфальт можно использовать как вторичный стройматериал: им подсыпают овраги, заполняют ямы и колеи на второстепенных грунтовых дорогах и вместе с щебенкой закладывают в подготовительный слой для нового асфальтного покрытия.
Также полученная крошка применяется при изготовлении рециклингового асфальта на асфальтобетонных заводах. При производстве нового асфальта доля вторичного сырья может достигать 30–75%.