Статьи
30.11.2017

Добыть из тверди земной

Лучшее испытание для добывающей техники — продолжительная эксплуатация в условиях рудных карьеров. Машины Komatsu и Zanam раскрыли свой потенциал на месторождениях, разрабатываемых ПАО «Гайский ГОК».

Карьер Гайский ГОК.jpg

Гайское медно-колчеданное месторождение расположено в восточной части Оренбургской области. Кроме меди, гайская руда содержит цинк, свинец, золото, серебро, а также редкие и рассеянные элементы: кадмий, селен, теллур, галлий, висмут. Первые ковши вскрыши были вынуты 9 мая 1959 года — ​с этого дня началась история комбината.

Сегодня добыча руды ведется открытым и подземным способами. Техника эксплуатируется в сложных климатических условиях, которые отягощаются работой с рудой, имеющей большой удельный вес. Обеспечить максимальную производительность и скорость выполнения технологических операций, полностью раскрыть потенциал используемых машин помогает их правильный подбор с точки зрения дислокации. Яркий пример — ​гид­равлические экскаваторы Komatsu РС1250 с ковшами объемом 6,5 м3, которые Гайский ГОК приобрел по результатам конкурса на поставку оборудования, проведенного среди нескольких компаний. Экономическую эффективность их применения рассчитали в сравнении с данными по экскаватору РС750, который уже зарекомендовал себя на объекте с лучшей стороны. Под имеющийся парк самосвалов подобрали экскаватор, помогающий достичь наилучших экономических показателей в выстроенной производственной цепочке. Математика проста: чем больше ковш, тем ниже себестоимость работ и выше эффективность загрузки самосвалов.

Специалисты Гайского ГОКа собрали по работающим в карьере экскаваторам уникальную статистику, отражающую наработку и отказы узлов и деталей, и на ее базе планируют предупредительные ремонты, а значит, существенно уменьшили издержки. На Гайском ГОКе настолько хорошо изучили машины, что сократили время на ремонт или обслуживание до минимума, но без ухудшения качества. Регламентные работы по техническому обслуживанию для РС1250 проводятся каждые 500 м/часов, при этом, несмотря на сложные условия эксплуатации техники, сокращать интервал нет необходимости.

При проведении технического обслуживания используются только оригинальные расходные материалы. Средняя ежегодная наработка машины составляет 5000–6500 м/часов. За пять лет работы на объекте экскаваторы требовали в основном регламентной замены узлов и проведения планового ТО, в то время как машины аналогичного класса от других производителей уже после двух лет работы нуждались в замене поворотных кругов — ​весьма дорогостоящей, трудоемкой и времязатратной. В рекомендациях по эксплуатации экскаватора РС1250 есть указание о превентивной замене поворотного круга, но, как показал опыт, она не требуется! Это еще раз говорит о том, что качественная техника в сложных условиях эксплуатации проявляет себя достойно.

Также стоит отметить и высокую надежность гидравлических насосов экскаваторов, которые отрабатывают до ремонта около 30 000 м/часов. Это зачастую вдвое больше, чем у конкурентов. Разумеется, достижение высоких показателей по наработке возможно при своевременном техническом обслуживании гидравлической системы с применением оригинальных расходных материалов.

Экскаватор PC 250 Гайский ГОК.jpg

По данным производителя, нормативный срок эксплуатации Komatsu РС1250 — 10 лет или 60 000 м/часов. То есть машины, которые работают на объектах ПАО «Гайский ГОК», отработали только половину ресурса. Чтобы срок эксплуатации соответствовал гарантии производителя, важно грамотное обслуживание техники, ошибки могут стоить очень дорого.

В связке с экскаваторами РС1250 работают самосвалы Komatsu HD785. Как показала практика, они выгодно отличаются от конкурентов по скорости передвижения, маневреннос­ти, грузоподъемности и габаритам. При этом эксперты отмечают, что машины Komatsu уверенно держат скорость 40 км/ч при максимальной загрузке вне зависимости от рельефа. Проблемы у самосвалов-конкурентов возникают при прохождении крутых поворотов и затяжных подъемов. Komatsu HD785, благодаря оптимальной настройке силовой линии (грамотный подбор характеристик двигателя и агрегатов трансмиссии), проходит все участки без замедления темпа, при этом расход топлива не превышает установленных нормативов. HD785 имеет меньшую габаритную ширину, чем у конкурентов, благодаря чему встречный разъезд упрощается, не нужно снижать скорость.

Незаменимый помощник в поддержании дорог карьера в надлежащем состоянии — ​колесный бульдозер Komatsu WD600. Чистота и качество дорожного полотна влияют как на скорость передвижения самосвалов и вспомогательной техники, так и на безопасность, а все вместе отражается на грузопотоках и объемах перевозимой руды. WD600 не только эффективно выполняет функции гусеничного бульдозера, но и благодаря колесной ходовой части быстро перемещается от одного места проведения работ к другому. Специалисты отмечают отличную сбалансированность модели и, в частности, удачное соотношение рабочей массы и отвала. Джойстиковое управление обеспечивает высокую точность всех операций. Операторы с одобрением отзываются о пневматической подвеске кресла, хорошей виброзащищенности кабины и климатической системе: они создают высокий уровень комфорта и помогают отработать смену с заданной производительностью.

В разработке подземного рудника достойно проявила себя 16-тонная погрузочно-доставочная машина Zanam LKP‑1601М. Прежде чем попасть в лист закупок, она успешно прошла на предприятии полугодовые испытания. Лучшим свидетельством того, что Zanam LKP‑1601М соответствует требованиям компании, стал ее выкуп после окончания тестового периода эксплуатации. Еще две ПДМ были приобретены под программу планового увеличения производительности подземного рудника. Ковши большого объема (8,5 м3) увеличивают производительность забоя и снижают себестоимость добычи руды. Специалисты отмечают: в отличие от конкурентов, у машины более металлоемкая силовая конструкция с большим количеством различных усилителей, ребер жесткости. Это, в частности, гарантирует наработку установленного производителем срока службы. А как показывает практика, техника Zanam и после нормативного срока эксплуатации остается в строю.

ZANAM Гайский ГОК.jpg

Ярким подтверждением служит опыт эксплуатации компактных вспомогательных машин Zanam LK‑1M грузоподъемностью 4 т. Некоторые из первых поставленных ГОКу машин до сих пор в строю! LK‑1M отличается высокой надежностью и живучестью, работает на уровне техники от зарекомендовавших себя в этом сегменте мировых брендов, а стоит на 10–15 % меньше. В забое вспомогательная машина незаменима для зачистки участков, перевозки на объект различного оборудования, начиная с инструментов и заканчивая различными узлами для забойного оборудования.


Конфигурация на заказ

Дмитрий Пьянков,

ведущий специалист по работе с клиентами горного подразделения компании «КОМЕК»:

"Сотрудничество «КОМЕК» и ПАО «Гайский ГОК» началось в 2005 году. За это время наша компания осуществила не одну поставку техники Komatsu, которая работает на открытых площадках. Каждая из переданных клиенту машин подбиралась с учетом условий, в которых она будет работать, что обеспечило максимальную эффективность ее применения.

«КОМЕК» с недавних пор является официальным дилером надежной техники Zanam, с которой ПАО «Гайский ГОК» знакомо с 1994 года и с того времени ввело в эксплуатацию около 170 единиц. ​Приверженность марке свидетельствует о многом. Говоря о технике польского производителя, стоит отметить, что машины собираются на агрегатах именитых брендов, среди которых Dana (Clark) и Kessler (ходовая часть), Cummins и Deutz (двигатели). «КОМЕК» как официальный дилер напрямую получает от клиента информацию о желаемой комплектации машины и передает ее на завод производителя в Польше. При проектировании машины эти требования учитываются и одни комплектующие заменяются другими. Так, если клиент просит вместо мотора Cummins использовать аналог от Deutz или вместо мостов Dana (Clark) — ​мосты Kessler, то это делается официально, технически грамотно, с гарантией. Для создания машины требуемой конфигурации используется оригинальное программное обеспечение от Zanam. После сборки каждая модель проходит испытания по действующей методике с фиксацией параметров работы на специально оборудованном полигоне KGHM Zanam S.A. Только после того, как техника подтвердит соответствие заявленным нормативам, ее отгружают заказчику."


Ответственность производителя

Игорь Галкин, главный механик открытого рудника

ПАО «Гайский ГОК»:

"С техникой Komatsu наше предприятие знакомо давно: в далеком 1976 году ГОКу был передан 120-тонный самосвал для прохождения опытной эксплуатации. С тех пор машины этого бренда постоянно находятся в парке предприятия. Если сравнивать Komatsu по качеству и надежности с машинами конкурентов, то мой выбор однозначен — ​Komatsu. Производитель отвечает за каждый узел, каждую деталь в своей технике: на всех компонентах, даже на рукавах высокого давления, стоит маркировка Komatsu. У многих техника собирается из узлов и агрегатов различных производителей. Учитывая это, я всегда указываю в документах на закупку при проведении тендера условие: «Все комплектующие должны быть от производителя машины».

С «КОМЕК» мы работаем с 2005 года. Специалисты компании оказывают в том числе услуги по ремонту узлов. Все работы выполняются в срок и с надлежащим качеством. Мелкий ремонт и обслуживание производим своими силами."

Экскаватор PC 750 Гайский ГОК.jpg

Экономия на ремонте

Дмитрий Панов,

руководитель поддержки продукции горного подразделения компании «КОМЕК»:

"Для ПАО «Гайский ГОК» компания «КОМЕК» оказывает два вида сервисных услуг: ремонт узлов машин непосредственно на месте их работы и восстановление на мощнос­тях «Ребилд Центра». Текущий ремонт и техническое обслуживание машин выполняются силами предприятия. Согласно собранным за 12 лет сотрудничества данным, поставленная нами техника работает в штатном режиме, а все ее отказы и поломки прогнозируемы. Так, двигатели, гидромоторы, гидронасосы экскаваторов PC750 отрабатывают до выхода из строя более 20 000 м/часов. Это отличный показатель по сравнению с машинами-конкурентами аналогичного класса, у которых проблемы с гид­равликой начинаются уже на половине этой наработки. Разница есть и в сроке службы ковшей: у конкурентов они вышли из строя через полгода из-за разрыва металла силовой конструкции. Раньше положенного изнашивались поворотные круги.

В машинах РС1250 ресурс дизелей составляет примерно 18 000–20 000 м/часов, что связано с более высокой нагрузкой на ДВС. К сожалению, дизели для ремонта демонтируются только после возникновения аварийного отказа. В то время как пред­упредительный ремонт, который предлагает «КОМЕК», существенно снижает стоимость восстановления моторов. Положительным примером служит предупредительный ремонт коробок перемены передач самосвалов Komatsu HD785-5. До недавнего времени КПП эксплуатировались на отказ, выходили из строя из-за износа и разрушения подшипников. Избежать их замены из-за повреждения посадочных мест не удавалось (КПП устанавливаются в корпусные детали), и ремонт выливался в существенную сумму. В итоге клиент прислушался к рекомендациям и заблаговременно, до наработки 30 000 м/часов, передает КПП в ремонт. Проб­лемы аварийного разрушения остались в прошлом.

Самосвал HD 785 Гайский ГОК.jpg

О том, что самосвалы HD785-5 отлично зарекомендовали себя в деле, говорит следующий факт: ПАО «Гайский ГОК» решило не искать им замену, а провести восстановление по программе капитального ремонта «КОМЕК». Для этого был скорректирован фонд, зарезервированы нужные позиции по запасным частям. Замечу, что для ПАО «Гайский ГОК» мы поставляем запасные части всей номенклатуры. Крупные узлы — ​по предварительному согласованию. Расходные материалы всегда есть в наличии в нужном количестве."

Факты:

- сотрудничество «КОМЕК» и ПАО «Гайский ГОК» ведется с 2005 года

- за 12 лет сотрудничества «КОМЕК» поставил ПАО «Гайский ГОК» 11 машин Komatsu

- погрузочно-доставочная машина Zanam LKP-1601 за период испытаний отработала 2392 м/часов и перевезла 61 660 м3 породы

- объекты ПАО «Гайский ГОК» разнесены между собой на 200 и более километров

- расстояние от ближайшего сервисного центра «КОМЕК» до рудников — около 2000 км

- с 1994 года ПАО «Гайский ГОК» ввело в эксплуатацию более 170 единиц техники Zanam

- наработка ряда машин Komatsu по ПАО «Гайский ГОК» достигает 45–60 тысяч м/часов

Фронтальный погрузчик WD 600 Гайский ГОК.jpg

СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Основное производство:

  • Подземный рудник
  • Открытый рудник
  • Обогатительная фабрика
  • Шахтостроительное управление

Вспомогательное производство:

  • Автотранспортный цех
  • Железнодорожный цех
  • Ремонтно-механический завод
  • Ремонтно-строительный цех
  • Теплоэлектроцентраль
  • Энергоцех
  • Центральная лаборатория автоматики и вычислительной техники
  • Центральная химико-технологическая лаборатория
  • Отдел технического контроля
  • Участок централизованной доставки материалов и оборудования