Болотный бульдозер Komatsu: выбираем технику для нетипичных условий
У строительной компании есть проект, работы по которому должны проводиться на топких, болотистых грунтах, и нет возможности провести работы зимой, когда почва промерзнет. Как в этом случае лучше подготовить технику?
Конечно, работы на слабонесущих грунтах лучше оставлять на зиму. Компании, которые в северных регионах строят дороги и обустраивают нефтегазовые месторождения, как правило, так и действуют: все основные работы проводят с ноября по апрель. В этих условиях можно без проблем использовать базовые модели спецтехники.
Но строительство — непредсказуемая отрасль. Расчетный сезон работ на Севере — с ноября по апрель. Но бывают случаи, когда условия контрактов требуют большего запаса времени для работы. И компании заходят на объекты уже в октябре, до того как промерзнут болота. И в целом в октябре-ноябре почвы порой еще не промерзают достаточно, чтобы держать тяжелую строительную технику. Месяц-два компаниям приходится маневрировать с существующим парком техники: временно «переобувать» бульдозеры в широкие башмаки, чтобы получать большую устойчивость машин на слабонесущих грунтах и не сбавлять общий темп работ.
Особые условия и особые задачи у золотодобывающих компаний. Когда речь идет не о карьерных разработках, а о россыпных участках, работы ведутся именно в теплый сезон, с апреля по ноябрь. А с ноября по апрель максимально загружается перерабатывающее оборудование. В таких условиях бульдозер — одна из основных добывающих единиц техники в парке компании. И часто приходится работать на топких участках. ООО «ВЕРА», один из клиентов «КОМЕК», в прошлом году начало разрабатывать новые золотоносные участки на местности со слабоустойчивыми грунтами. В компании стали подбирать парк техники для объекта и поняли, что в этих условиях стандартная спецификация бульдозера Komatsu D65EX будет недостаточно производительна. В «КОМЕК» нашли выход: поставили для бульдозера болотный башмак. Его ширина — 710 мм против 510 мм у базовой версии; с ним площадь опорной поверхности бульдозера в полтора раза больше, чем в стандартном решении. Соответственно, уменьшилось давление на грунт, и техника смогла полноценно работать на сложном объекте.
У строителей также есть специфические задачи, где технике приходится работать на топких грунтах. Это те случаи, когда работы не перенести на зиму или они должны идти круглый год, независимо от сезона, грунтов и других условий:
- строительство и ремонт трубопроводов;
- расчистка и благоустройство водоемов: углубление дна прудов и рек, очистка дна;
- строительство дамб, укрепление берегов, строительство пирсов;
- ликвидация последствий наводнений и оползней.
Для экскаватора в этих условиях есть компромиссное решение — работа на сланях: две плиты или рамы перед машиной и за ней. Оператор заводит машину на плиту впереди и перекидывает вперед ту, что осталась сзади. Так передвигается по участку или работает на этих сланях в статике.
Для бульдозера подобных кустарных решений нет, но есть специальные болотные машины от Komatsu, например болотная спецификация PX для бульдозеров D39, D37, D65 и D85. Посмотрим, чем полезна эта спецификация, на примере бульдозера D65PX-16.
Болотный бульдозер Komatsu D65PX-16 с удлиненной ходовой частью и широким башмаком
Ключевые отличия болотного бульдозера PX от базовой версии EX — в ширине башмака и длине ходовой части:
- ширина болотного башмака — 915 мм против 510 мм у базового;
- длина ходовой части — 3 285 мм против 2 980 мм;
- площадь опорной поверхности отличается вдвое: 60 115 см2 у PX против 30 395 см2 у EX;
- за счет этого разница в давлении на грунт почти в полтора раза: 0,31–0,32 кгс/см2 против 0,56–0,58 кгс/см2.
|
D65EX-16 |
D65PX-16 |
D65WX-16 |
|
---|---|---|---|---|
Тип отвала | Отвал "СИГМА" | Отвал с регулируемым перекосом | Отвал "СИГМА" | |
Кол-во опорных катков | 7 | 8 | 7 | |
Тип башмаков | С одним грунтоприцепом | С одним грунтоприцепом | С одним грунтоприцепом | |
Кол-во башмаков | 42 | 45 | 42 | |
Высота грунтозацепа | мм | 65 | 65 | 65 |
Ширина башмака | мм | 510 | 915 | 760 |
Площадь опорной поверхности | см | 30395 (30295) | 60115 (59935) | 45295 (45145) |
Давление на грунт | кПА | 55,2 (56,4) | 30,8 (31,4) | 38,6 (39,4) |
Ширина колеи | мм | 1880 | 2050 | 2050 |
Опорная длина гусениц | мм | 2980 (2970) | 3285 | 2980 (2970) |
Все это дает возможность подготовленной для слабонесущих грунтов машине уверенно трудиться там, где базовая модель вязнет, а ее гусеницы проскальзывают: болотистая почва, заиленное дно, глинистые берега, глубокий песок.
Казалось бы, всё, задача решена, приобретается бульдозер спецификации PX. Но есть нюансы. Если у компании регулярно есть работы на слабых, топких грунтах, такая техника в парке будет серьезным помощником. Она выполнит работу там, где базовые машины не справятся или будут трудиться дольше, поможет вытянуть увязшую технику, прибавит скорости исполнения проектов.
Но если работы на слабых грунтах встречаются редко, болотный бульдозер либо простаивает, либо действует на общих задачах. И тут самое время вспомнить, что любая специализированная машина уступает универсальной, когда речь идет о широком круге задач. На твердых грунтах, на скалах, а особенно зимой, на замерзшей почве и льду, сильные стороны PX становятся недостатками (в сравнении с более универсальными версиями).
На болотный бульдозер, как правило, не устанавливают рыхлительное оборудование: из-за низкого давления на грунт у машины нет возможности реализовать высокое тяговое усилие для рыхления. На твердых грунтах более широкий башмак дает большую нагрузку на ходовую часть и на цепь гусеничной ленты. Это означает меньший срок службы оборудования, особенно цепи. На каменистой местности сам башмак шириной 940 см может деформироваться. Зимой широкий башмак хуже внедряется в грунт и стремится проскальзывать. А значит, оператору приходится уменьшать напорное усилие, приподнимать отвал… В общем, производительность PX зимой или на твердых грунтах меньше, чем у стандартной машины, — обратная ситуация с PX и EX в болоте или на топком берегу.
В этом случае есть компромиссный вариант: поставить на стандартную модель широкий башмак. Фактически получится модификация WX: с широким башмаком, но со стандартной длиной базы. Давление на грунт такой машины несколько больше, чем у PX, но проходимость выше, чем у базовой версии EX.
Широкий башмак для спецификаций PX и WX
Сделать болотный бульдозер своими силами, модифицировав стандартный D65 (или другую модель) в своем парке, — это удобный вариант, когда работы на слабонесущих грунтах редко встречаются в практике предприятия, когда таких проектов недостаточно, чтобы держать в парке под них специализированную технику (версию PX).
Впрочем, и здесь есть свои сложности: стоимость «переобувания» техники. Цена широкого башмака, стоимость самой операции, цена простоя бульдозера во время замены оборудования — все это сопоставимо со стоимостью месяца аренды уже подготовленного болотного бульдозера. В среднем — больше полумиллиона рублей.
Есть и третий вариант: арендовать болотную спецификацию бульдозера (например, Komatsu D65PX-16 или Komatsu D65WX-16) под непрофильную для предприятия краткосрочную задачу. В этом случае техника выполняет работу, потом возвращается на склад, а у подрядчика нет головной боли, нужно ли и как задействовать узкоспециализированную машину на общих задачах, чтобы она не простаивала, оправданы ли издержки на «переобувание» своего универсального бульдозера.
При этом все три варианта (аренда, приобретение, модификация) достойны внимания. Вопрос в их целесообразности в каждом конкретном случае.
- Если работы на слабонесущих грунтах в теплое время года — частая практика компании, есть смысл в приобретении болотного бульдозера.
- Если работы на болотах — редкий случай или это часть задач на крупном проекте, где техника долгое время работает практически автономно (например, строительство магистральных газопроводов), есть смысл временно модифицировать одну из имеющихся машин, поставив широкий башмак, или арендовать на проект одну или несколько единиц специализированной техники при условии ее загрузки на весь срок проекта.
- Если это краткосрочная работа и редкость в практике компании, экономически эффективнее аренда