10 критериев выбора экскаватора
Выбор экскаватора — дело непростое. Предлагаем алгоритм действий, который облегчит выполнение этой задачи.
Чтобы выбрать оптимальный для выполнения поставленной задачи экскаватор, важно, чтобы он отвечал ряду заданных параметров и критериев. Рассмотрим их в порядке приоритетности.
1. ПроизводительностьТехника подбирается, исходя из объема предполагаемых работ и их вида (копание, перегрузка и т. д.). Так, когда речь идет о подборе карьерной машины, которая должна обеспечивать отгрузку 1000 т породы в смену, то именно на эту цифру и следует ориентироваться. Если техника не будет обеспечивать требуемую производительность, она не сможет гарантировать заданную ритмичность работы технологической цепи. Кроме того, постоянная работа с предельной нагрузкой снизит ресурс машины. Если же на тот же объект поставить технику со значительно большей производительностью, нежели требуется, она не сможет реализовать свой потенциал, будет простаивать, что приведет к ухудшению экономических показателей, а в некоторых случаях — даже к убыткам.
По своей производительности экскаватор должен максимально соответствовать объему работ.
Из линейки Komatsu на объектах строительного сектора, расположенных на территории Волжского бассейна и Урала, наиболее распространены модели РС200 и РС220. В Сибири и северных регионах лидируют более тяжелые машины — РС300 и РС400: выбор объясняется, в частности, необходимостью работы на мерзлом грунте.
В это довольно широкое и емкое определение включаются такие важные параметры, как коэффициент технической готовности, эксплуатационная надежность, экономичность и т. д. Для примера рассчитаем стоимость владения неким абстрактным экскаватором, привязав ее к временному интервалу, равному 1 ч., — так проще оценивать технику разных производителей. Приняв интервал технического обслуживания равным 500 ч., а его стоимость — 50 000 руб., получаем затраты на ТО: 100 руб. за каждый час работы машины. При среднем расходе топлива 40 л/ч топливная составляющая в расходах достигнет 1600 руб/ч
В расчеты мы обязаны включить потерю стоимости экскаватора. Используем данные по цене техники на вторичном рынке. Допустим, машина работает 5 лет по 3000 м/часов в год. За этот срок она потеряет примерно 50 % от первоначальной стоимости. Примем затраты от потери цены в час равными 500 руб. Идем дальше. Час работы оператора экскаватора в среднем оценивается в 300 руб. Итого: только прямые затраты составят 2500 руб. А есть еще налоги и возможные ремонты, которые также необходимо учитывать при расчетах.
Теперь согласно данным по производительности машины оцениваем объем добытой/перегруженной ею породы в кубических метрах в час и вычисляем (согласно действующим тарифам) себестоимость кубометра материала. Чем она ниже, тем выше прибыль предприятия.
Расчет на примере PC200-8MO
Производитель |
Komatsu PC200-8M0 |
Komatsu PC200-8M0 |
|
Модель |
PC220-8M0 |
PC220-8M0 |
|
Навесное оборудование, м3 |
ТО «КОМЕК МАШИНЕРИ» |
Только расходники |
|
1 |
1 |
||
|
|
||
1. Основная информация |
|
|
|
Розничная стоимость (включая навесное оборудование) |
руб. |
9 250 000 |
9 250 000 |
Коэффициент остаточной стоимости (Trade-in) |
- |
54 % |
54 % |
Остаточная стоимость (Trade-in Value) |
руб. |
5 000 000 |
5 000 000 |
Снижение стоимости |
руб. |
4 250 000 |
4 250 000 |
2. Постоянные затраты |
|
|
|
Период амортизации |
час |
15 000 |
15 000 |
Период амортизации |
лет |
5 |
5 |
Средняя годовая наработка |
час |
3000 |
3000 |
Амортизация |
руб/ч |
283 |
283 |
Транспортный налог |
руб/ч |
2 |
2 |
Общие постоянные затраты |
руб/ч |
285 |
285 |
3. Эксплуатационные затраты |
|
|
|
Цена топлива |
руб/л |
39 |
39 |
Потребление топлива |
л/ч |
11,0 |
11,0 |
Цена моторного масла |
руб/л |
250 |
250 |
Потребление моторного масла |
л/ч |
0,030 |
0,030 |
Затраты на топливо |
руб/ч |
429 |
429 |
Затраты на масло |
руб/ч |
8 |
8 |
Затраты на ходовую |
руб/ч |
100 |
100 |
Затраты на ТО с НДС |
руб/ч |
171 |
63 |
Зарплата оператора |
руб/ч |
400 |
400 |
Общие эксплуатационные расходы |
руб/ч |
1108 |
1000 |
Общие постоянные и эксплуатационные расходы |
руб/ч |
1393 |
1285 |
Разница за расчетный период 5 лет |
руб. |
0 |
1 620 000 |
Пробег сервисного автомобиля «КОМЕК МАШИНЕРИ» |
|
|
Выезд с НДС |
|
|
Стоимость 1-го километра пробега сервисного автомобиля |
30,00 |
руб. |
Суточные |
500,00 |
руб. |
Средняя скорость движения автомобиля |
70 |
км/ч |
Расстояние до заказчика в одну сторону |
180 |
км |
Стоимость работы сервисного инженера в пути |
1400,00 |
руб/ч |
Количество сервисных инженеров на обслуживании |
1 |
чел. |
Стоимость проживания в гостинице в течение одних суток |
0,00 |
руб/день |
Стоимость пробега за 15 000 м/часов |
324 000 |
руб. |
Время в пути сервисного инженера за 15 000 м/часов |
216 000 |
руб. |
Стоимость часа сервисного автомобиля |
36 |
|
Чем больше гарантия по времени или наработке, тем выгоднее эксплуатация машины для ее владельца. Ведь все поломки, которые попадут под определение гарантийных случаев, будут устранены за счет завода-производителя. Гарантийная политика находится в прямой взаимосвязи с надежностью техники.
На экскаваторы Komatsu гарантия составляет два года либо 4000 м/часов (в зависимости от того, что наступит ранее).
У конкурентов этот срок либо меньше, либо аналогичный, однако часто речь идет о так называемой продленной гарантии, которая предоставляется за отдельную плату. На экскаваторы Komatsu также можно заключить договор продленной гарантии, например на раму она может достигать пяти лет.
4. Ликвидность на вторичном рынке
Определяется не только популярностью марки, но и надежностью машин, ресурсом основных узлов и агрегатов. Покупатели хотят приобрести рабочую машину, которая будет приносить прибыль, а не такую, в которую нужно вкладывать средства.
По критерию остаточной стоимости экскаваторы Komatsu занимают верхние строчки рейтингов.
Следовательно, финансовые потери при продаже машины будут минимальными. Кроме того, техника этого бренда, несмотря на высокую цену, на вторичном рынке ликвидна и быстро находит нового владельца.
5. Коэффициент технической готовности (КТГ)КТГ определяется соотношением общего числа машин в парке к количеству задействованной техники. Если на балансе предприятия 100 экскаваторов, из которых 95 — находятся на объектах и 5 — проходят техническое обслуживание либо находятся в ремонте, то коэффициент технической готовности равен 0,95. То есть чем показатель ближе к единице, тем лучше. На значение КТГ большое влияние оказывает время, затрачиваемое на ремонт и обслуживание машин. А это напрямую связано с оперативностью сервисной службы, квалификацией ее сотрудников и т. д. Так, если дистрибьютор находится далеко от места работы техники (условно говоря, за 1000 км) и сервисный инженер приезжает после оформления заявки через неделю, то все это время машина исключена из рабочего процесса, что негативно отражается на КТГ.
Простой машин и ухудшение показателя КТГ могут быть вызваны также отсутствием на складах необходимых запасных частей и нехваткой технического персонала, который выполняет ремонт и обслуживание.
Высокий коэффициент готовности экскаваторов Komatsu обеспечивается надежностью японских машин, широкой фирменной сервисной сетью и, следовательно, оперативным приездом на объект сервисных инженеров.
Положительную роль играет наличие запасных частей и их оперативная доставка с центральных складов, когда речь идет о редких позициях.
6. Обеспечение запасными частямиКак мы уже упомянули выше, высокий КТГ задается, в частности, наличием запасных частей и расходных материалов, которые необходимы для обслуживания и ремонта техники. Именно по этой причине такой параметр, как обеспечение запасными частями, важен при выборе экскаватора.
Komatsu создала на территории России одну из самых развитых сетей складов.
Четыре центральных склада Komatsu расположены в городах Ярославле, Екатеринбурге, Полысаево, Хабаровске. Остальные базируются на площадях семи дистрибьюторов. Важный момент: поскольку японские машины собираются на территории РФ (завод в городе Ярославле), то практически все компоненты экскаваторов имеются и на сборочном заводе. Также стоит отметить наличие у дилеров предложений по б/у запасным частям. Их использование позволяет сократить время машины в ремонте и стоимость работ.
- 5 складов ООО «Комацу СНГ» на территории РФ и более 40 региональных складов дистрибьюторов.
- Складские запасы включают более 30 000 позиций запчастей на сумму 9 млрд руб.
- Целевой уровень поддержания наличия позиций запчастей на складах — не менее 90 %.
Экскаваторы могут собираться из компонентов как разных производителей, так и одного. Какой подход правильнее? С одной стороны, при нынешнем уровне глобализации экономики нет ничего плохого в том, что машина будет состоять из узлов и агрегатов разных производителей. Тем более если они имеют узкую специализацию и выпускают качественный продукт. С другой стороны, важно, чтобы все компоненты были грамотно сопряжены между собой и работали как единый механизм.
Когда все детали, узлы и агрегаты выпускаются производителем экскаватора, то их совместимость априори будет близка к идеальной.
В случае, когда один бренд разрабатывает конструкцию, узлы, расходные материалы и даже программное обеспечение, машина работает как слаженный механизм. Далее, сборочный завод несет ответственность за все компоненты, из которых собрана техника, и не может возникнуть ситуации, когда за гидравлику отвечает один производитель, а за двигатель — другой. Это помогает компании оперативно реагировать на рекламации в гарантийный период. Когда все компоненты произведены под одним брендом, исключаются задержки поставок запасных частей. А это — ключевой фактор, определяющий, в частности, время простоя машин и коэффициент технической готовности машин, о чем мы уже говорили.
И наконец, последнее. Когда производитель экскаваторов сам изготавливает все узлы и агрегаты машин, то в случае, если в тех или иных условиях какой-то из них будет работать со сбоями, инженеры оперативно внесут необходимые изменения в конструкцию и ликвидируют проблему.
Важно обращать внимание на те особенности конструкции, которые повышают «живучесть» машины, помогают минимизировать ее простои, например дублирование систем управления.
У экскаваторов Komatsu ряд функций, находящихся под управлением электроники, можно активировать в ручном режиме.
В частности, это относится к соленоидам управления производительностью гидравлического насоса. Если узлы дадут сбой, то оператор переключением тумблера принудительно подает на соленоиды напряжение и переводит силовую линию в режим ограниченной функциональности. Экскаватор Komatsu продолжит работать на выемке грунта, но не сможет выполнять операции в крановом или силовом режиме. Важно, что машина не выбывает из технологической цепи и у техников появляется время на устранение неисправности. Еще пример дублирования — обход соленоида блокировки механизма поворота платформы. Если по какой-то причине отказал ее тормоз, оператор принудительно повернет платформу и сориентирует ее в нужном положении. У конкурентов данные функции отсутствуют.
Оценивать современные экскаваторы по критерию экономичности — задача непростая. С одной стороны, чем больше энергии будет потрачено на работу, тем больший ее объем будет выполнен. Иными словами, когда машина работает в режиме максимальной мощности, расход топлива также будет максимальным. С другой стороны, производители техники разрабатывают и внедряют в свои машины экономичные режимы работы для того, чтобы обеспечить экономию топлива в ситуации, когда производительность экскаватора перекрывает требуемую по технологическому циклу. Например, грузовики не успевают отвозить породу, что может случиться по ряду причин, в том числе из-за сбоя в логистической цепочке.
Инженеры Komatsu предусмотрели для экскаваторов до четырех режимов работы машины с ограничением мощности.
Чтобы оптимально расходовать топливо, оператор экскаватора Komatsu может самостоятельно выбрать нужный режим, наиболее подходящий в конкретной ситуации. Функции экономии топлива реализованы в экскаваторах Komatsu РС200-8М0, PC210NLC-8, PC220-8M0, РС300-8М0, РС300LC-8SE, PC400-7, PC400LC-7SE, PC800-8.
10. Трудоемкость обслуживанияСтоит отметить, что трудоемкость обслуживания машин одного класса примерно одинакова. Еще на стадии проектирования машины инженеры оценивают доступ ко всем ее ключевым узлам. Komatsu группирует компоненты двигателя и гидросистемы так, чтобы проводить их проверку и обслуживание максимально быстро. Например, радиатор, последующий охладитель и маслоохладитель расположены параллельно, их легко очищать, снимать и устанавливать. В PC200 масляный фильтр двигателя и сливной топливный клапан установлены отдельно, что также упрощает доступ к ним.
Значение имеют широта сети сервисных центров бренда, количество складов и наличие запасных частей и расходных материалов. Если обслуживание проводится силами собственных механиков, важно иметь постоянный доступ к инженерам дистрибьютора, которые проконсультируют в сложных ситуациях.